За последние 4 года авиаперелеты в страны Азии и Африки подорожали минимум в два раза. Но запрет полетов в Европу и визовые ограничения привели при этом к яркому росту спроса на Азию и Африку. О том, какие интересные направления в этом году выбирают туристы, как туда лететь и сколько стоят туры, поговорили с Ириной Юриной, руководителем отдела по разработке продукта туроператора ITM group.
– Как вы оцениваете для себя старт летнего сезона в этом году? Какие были ваши планы на сезон, были ли какие-то новые программы, новые направления?
– Этот летний сезон начался для нас неплохо. Мы запустили несколько новых продуктов, в том числе туры во Вьетнам и Малайзию на базе рейсов «Туркменских авиалиний». Уже сейчас мы видим хороший спрос на оба направления.
На лето у нас также были планы по развитию нашего нового проекта – ITM Club. Это наша альтернатива авторским турам, за которыми прямой клиент обычно уходит куда-нибудь в социальные сети к частным лицам. Летом идет период развития этого проекта, и у нас уже есть несколько интересных продуктов, которые агентства могут предлагать.
Уже сейчас летом мы активно готовимся к зимнему сезону, т. к. по нашим направлениям зима – более активный период.
– Какие факторы отразились на ходе начала летнего сезона?
– Курсовые скачки, общая геополитическая ситуация, конечно, влияют на спрос. Но обычно это кратковременное явление – снижение происходит только после негативного инфоповода, и за короткое время спрос стабилизируется. Поэтому мы придерживаемся наших планов на сезон и пока не видим необходимости их менять.
– Вы упомянули подготовку к зимнему сезону. Планируете вводить новые направления?
— Да, наша главная новинка – Латинская Америка, которую мы, наконец, добавили в свой ассортимент. Уже начиная с этого месяца мы будем постепенно открывать нашим агентам страны Латинской Америки.
– Какие страны Латинской Америки планирует вводить в свой ассортимент ITM group?
– Это будут Куба, Мексика, в том числе комбинированные туры в эти страны. Учитывая то, что на Кубу выполняются прямые рейсы «Аэрофлота», мы ожидаем хороший спрос на эти направления.
– На каких рейсах будет выполняться перевозка в Латинскую Америку?
– В первую очередь, это рейсы «Аэрофлота» на Кубу, откуда удобно добираться не только в Мексику, но и в Венесуэлу.
Также достаточно хорошая полетная программа в Бразилию, Аргентину есть у наших давних партнеров – «Эфиопских авиалиний». Рассматриваем перелеты на Qatar Airways, Turkish Airlines, но последние – за исключением рейсов в Мексику.
– Сколько, по вашим оценкам, будет стоить тур в страну Латинской Америки?
– Если мы рассматриваем, например, комбинированный тур в Бразилию с Аргентиной, то стоимость авиабилета – около 100 тыс. рублей на человека туда и обратно. Наземная часть на 9–10 дней – от 250 тыс. рублей на человека и выше в зависимости от дат, полетного маршрута и так далее.
Мы рекомендуем планировать такие путешествия заранее – чем раньше приобретается тур, тем он дешевле.
– Расскажите о ваших наиболее массовых направлениях летнего сезона? Брали гарантированную авиаперевозку в этом сезоне?
– Наше главное летнее направление – это остров Бали. Сюда у нас есть круглогодичная блочная программа на Qatar Airways–это сейчас лучшая полетная программа по стыковкам и цене.
Также летом мы предлагаем туристам центральный Вьетнам, где пик сезона приходится на период с мая по октябрь. За счет того, что у нас этим летом есть демократичная по цене перевозка на «Туркменских авиалиниях», это направление тоже сейчас пользуется хорошим спросом.
В Азии много летних направлений, и мы стараемся их активно продвигать, что отражается на продажах.
– За последние годы маршруты туристов изменились – Европа стала труднодоступной и дорогой. Выиграла ли от этого Азия?
– Да, после приостановки прямого авиасообщения с большинством стран Европы многие туристы стали рассматривать для себя страны Азии. Добраться до привычных европейских стран стало сложнее и значительно дороже.
Для нас как компании, специализирующейся на странах Азии и Африки, нынешние тенденции рынка имеют положительный эффект. Мы уже второй год видим хороший прирост по спросу на страны этих регионов.
– С начала пандемии значительно изменилась логистика по многим направлениям. По большинству направлений сейчас нет прямых рейсов, приходится летать со стыковками. По вашим оценкам, на сколько процентов из-за этого подорожали туры в сравнении с периодом до пандемии?
– По азиатским направлениям логистика изменилась незначительно. Как и ранее, чаще всего перелеты совершаются через Ближний Восток – Доха, Дубай, Шарджа.
Но в цене, безусловно, произошли значительные изменения – стал меньше объем перевозки, снизилась стоимость рубля по отношению к основным валютам. Раньше билеты в Бангкок можно было взять за 38–40 тысяч рублей, сейчас – от 70 тысяч рублей. Япония, которая популярна у туристов весной и осенью, тоже стала значительно дороже – цены на перевозку выросли с 45 тыс. рублей до 80–90 тыс. рублей.
Тем не менее, на организованный спрос это мало влияет. Та же Япония в этом году у нас била все рекорды по спросу.
– Как считаете, могут ли страны центральной и южной Африки стать массовыми для российских туристов? Неоднократно были попытки запуска прямых рейсов в Кению, Танзанию, ЮАР, но чаще всего полетные программы длились недолго.
– Все эти страны по-прежнему остаются достаточно небюджетными для туристов. Если говорить о сафари, то это дорогостоящий продукт, доступный не всем. Кроме того, на данный момент в этих странах недостаточно инфраструктуры, хороших отелей, чтобы удовлетворить спрос массового туриста.
Не думаю, что сейчас, несмотря на рост спроса, страны центральной и южной Африки могут быть сопоставимы по спросу с тем же Таиландом. На данный момент это ассортиментные направления, и нынешних рейсов, в том числе стыковочных, в принципе достаточно, чтобы удовлетворить спрос и всем желающим хватило качественного размещения.
– Во сколько сейчас обойдется туристам из России тур в ЮАР?
– Экскурсионный тур обойдется примерно в 3,5–5 тысяч долларов на человека с авиаперелетом.
– Как вы выстраиваете маршрутные цепочки по направлениям в Азии и Африке? Почему отдается предпочтение тем или иным хабам, авиакомпаниям?
– Один из наших главных партнеров – «Туркменские авиалинии». Это перевозчик с длительной историей, приемлемыми ценами и хорошим качеством сервиса. Мы сотрудничаем с этим перевозчиком по направлениям в Азии, и в этом году в маршрутной сети появилась Малайзия (Куала-Лумпур).
Мы также любим работать с авиакомпанией Qatar Airways, у которой одна из лучших маршрутных сетей по миру. Более того, стыковка в Катаре – уже часть путешествия для наших туристов. В аэропорту огромное количество ресторанов, красивых мест, развлечений.
Еще один популярный хаб – Дубай. На рейсах Emirates можно добраться практически в любую точку мира. Хорошие тарифы дают также Gulf Air, Air Arabia (через Шарджу). Да и вообще, ближневосточный регион в плане логистики сейчас вне конкуренции.
– А как сейчас выстраивается партнерство с коллегами (принимающие компании, отели) за рубежом? Где ждут российских туристов и прикладывают усилия по привлечению?
– Российских туристов ждут везде. Туристов ждут на Филиппинах, в Корее, Индии, в странах Африки. Даже если нет маркетинговых усилий на территории России, в самой стране отдыха туристам очень комфортно.
– А проблем с оплатами за рубежом не возникает?
– Если говорить о наших платежах партнерам, то этот процесс давно отработан.
Что касается платежей туристов на отдыхе – этот вопрос также решаем. У многих туристов уже есть карты иностранных банков, нет проблем с наличными платежами.
– За последние несколько лет мы увидели, как стремительно меняются процессы в том числе в туристической индустрии. Меняются запросы туристов, их приоритеты, темпы жизни стали быстрее. Как удается соответствовать этим тенденциям – говорить на языке современной молодежи, оставаясь туроператором с двадцатилетним стажем на рынке?
– Мы стараемся не застревать в своем опыте и открыты любым процессами. Сейчас, например, наши сотрудники активно используют в работе искусственный интеллект. В первую очередь, это отслеживание статистики по запросам туристов, по продажам, по тенденциям рынка и так далее.
Мы также постоянно привлекаем в команду сотрудников разных возрастов. Наше руководство прислушивается к мнению молодого поколения, понимая, что это – двигатель прогресса. Это подтверждает и тот факт, что на плечи Ильи Малькова – сына основателя компании Константина Малькова с течением времени ложится всё больший объем задач, которые компания ставит перед собой. У Ильи большой опыт работы в активно развивающихся технологичных сферах, что позволяет привносить много инноваций в наш туристический сегмент.
Мы разработали новый подход к обучению для агентов. В нашей Академии вместо часовых лекций, у агента есть возможность посмотреть 7 или 10-минутный урок.
Но несмотря на все инновации, мы всегда стараемся оставаться максимально человечными, сохраняя наш опыт, но следуя новым тенденциям.
Анна Бирюкова