Улучшение дорог и придорожной инфраструктуры в России пойдет на пользу всем туристам – и организованным, и самостоятельным. Такое мнение выразили туроператоры, комментируя последние поручения президента относительно развития автотуризма в России. Рассказываем, что должно измениться после их выполнения.
Согласно поручениям президента РФ Владимира Путина, адресованным главе правительства Михаилу Мишустину, уже в 2024 году должно быть решено значительное количество задач, направленных на улучшение в России дорожной сети и развитие придорожной инфраструктуры.
Импульсом для этого, как и для развития других видов транспорта, стал туризм: в приоритетном порядке обновления коснутся тех дорог, которыми чаще пользуются туристы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРАССЫ ПОЛУЧАТ УЛУЧШЕННУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ
Много внимания в документе уделяется трассам М-4 «Дон», М-8 «Холмогоры», М-11 «Нева», М-12 «Восток»:
-
к 15 августа правительству поручено представить предложения, как увеличить там количество многофункциональных зон дорожного сервиса
-
к 15 декабря само понятие «многофункциональная зона дорожного сервиса» и требования к нему должны быть закреплены законодательно
-
эти трассы должны быть задействованы в формировании туристических маршрутов, о чем правительству поручено докладывать с регулярностью раз в полгода
-
к 1 декабря должны ускориться работы по расширению М-8 «Холмогоры» в районе 115-202 км. Это участки примерно между Переславлем-Залесским и Даниловым, то есть востребованные не только туристами, которые путешествуют по «Золотому Кольцу», но и московскими дачникам.
Федеральные автодороги, включая новые скоростные платные трассы, действительно нуждаются в развитии придорожных сервисов, отметил в разговоре с «Вестником АТОР» руководитель Atelica Hotel Group (развивает отельные бренды «Ателика», «Дивный Мир» и «Санвиль») Алексей Высоканов.
«Сейчас не хватает даже заправок, а путешественников на автомобилях все больше, поэтому новая инфраструктура крайне необходима», – сказал он.
ДОРОГИ НУЖНО ОБОРУДОВАТЬ НА ВСЕМ ПРОТЯЖЕНИИ. ЭТО ПОЛЕЗНО И ТУРИСТАМ, И РЕГИОНАМ
Президент федерации экстремальных и технических видов спорта, блогер-путешественник Алексей Меньшенин, со своей стороны, подчеркнул необходимость улучшения инфраструктуры не только на территории Центрального федерального округа, но также на всем протяжении трасс, приводя в пример М-8 «Холмогоры».
«На трассе М-8 до Ярославля вполне обустроенный придорожный сервис: много приличных кафе, хороших сетевых АЗС, есть стоянки для машин. Но после Ярославля инфраструктура развита очагово. Преимущественно – вокруг Вологды и Вельска. На протяжении остальной тысячи километров – тайга и редкие «вымирающие» поселения. Туалеты зачастую представляют собой «дырку в полу», кафе, столовые и стоянки рассчитаны преимущественно на фуры дальнобойщиков. При этом само полотно дороги очень приличное. Я бы поставил ему даже твердую российскую «пятерку»: редкие ямы и выбоины заботливо обозначены дорожными знакам», – рассказал эксперт.
Генеральный директор туроператора «СканТур» Роман Цветков отметил, что с целью создания такого рода придорожной инфраструктуры следовало бы рассмотреть возможность сдавать земельные участки бизнесу в аренду по упрощенной схеме.
«На примере Карелии и Северо-Запада, у нас такой инфраструктуры не хватает», – отметил Роман Цветков.
Также ранее мы писали, что при должном уровне взаимодействия между региональными властями и бизнесом развитие территории вдоль дорог будет крайне благотворно сказываться на имидже всего субъекта и иметь большое маркетинговое значение.
ВДОЛЬ ТРАСС ПОЯВЯТСЯ МОДУЛЬНЫЕ ГОСТИНИЦЫ
Помимо многофункциональных зон, вблизи трасс также должны появиться и новые гостиницы. С этой целью правительству поручено уже в этом году провести отбор инвестпроектов, которым в 2025-2027 годах предоставят субсидии на создание модульных некапитальных отелей. На эти цели будет выделяться не менее 5 млрд руб. ежегодно.
Улучшение сервиса стимулировало бы увеличение количества «семейных» поездок. В частности, для того, чтобы спокойно и безопасно путешествовать на машинах с детьми, должны быть предусмотрены комфортные места для промежуточных ночевок.
Тем более, как показал недавний опрос ВЦИОМ, российские автолюбители и сами хотят путешествовать комфортно и многие готовы платить за качественный сервис. Характерно, что высокий интерес к поездкам на автомобиле проявляет и женская часть аудитории. А в целом россияне готовы увеличивать среднюю дальность поездок на машинах до 2,2 тыс. км. То есть длинные автомобильные маршруты с высокой долей вероятности будут востребованы не только единичными искателями приключений, но и семьями.
По словам Романа Цветкова, придорожная отельная инфраструктура, в первую очередь, нужна индивидуальным путешественникам. Однако если отели будут возводиться не непосредственно вдоль дорог, а на отдалении хотя бы в 1 км, спрос на них может быть выше.
«В Архангельской области туристическая отрасль развивается динамично, местные туристические власти хорошо работают. Но все равно на огромных расстояниях банально негде переночевать. Кроме Архангельска, Северодвинска, Каргополя, Вельска и Котласа в типичных небольших городках (например, в очень интересном Красноборске) емкость единственной гостиницы – четыре номера. То есть даже большой компанией не приедешь, не говоря уж о тургруппе на автобусе. Поэтому предложения президента по развитию гостиниц, придорожного сервиса и обустройству дорог надо приветствовать. А вот как они будут реализованы на практике, мы увидим своими глазами в ближайшие годы», – говорит Алексей Меньшенин.
ТУРИЗМ ПОМОЖЕТ ПОЧИНИТЬ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОРОГИ
Третье немаловажное направление развития, о котором сказано в поручениях – это ремонт и модернизация региональных дорог, которыми пользуются туристы. Так, в документе значится необходимость:
-
обратить внимание на приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, связывающих вышеуказанные трассы с объектами туристского показа;
-
рассмотреть возможность отнести дороги, входящие в состав туристских маршрутов, к опорной сети автомобильных дорог;
-
обустроить входящие в состав автомобильных туристских маршрутов дороги площадками для отдыха с санитарными модулями, в том числе, для обслуживания экскурсионных групп, перевозимых автобусами;
-
обеспечить «туристические» автодороги устойчивой мобильной связью и интернетом;
-
обеспечить на таких дорогах придорожную инфраструктуру с доступом к водопроводу и электрической сети.
Дорожное покрытие в регионах оставляет желать лучшего. Фото: АТОР
Острую необходимость привести в порядок дороги, ведущие к достопримечательностям, отмечает и Роман Цветков из «СканТур».
Один из примеров – это подъезд к Сомолве в Псковской области. Несмотря на то, что объекты, расположенные на территории муниципалитета, включены в национальный туристический маршрут «Александр Невский – имя России», ведет к ним грунтовая дорога.
На Урале также явно нуждаются в ремонте и должном обслуживании дороги, по которым проходят национальные турмаршруты «Императорский маршрут» и «Демидовский маршрут». Не только в части подъездов к достопримечательностям, но на большом протяжении. Состояние дорожного полотна делает перемещение между объектами некомфортным.
Развитие региональной сети дорог помогло бы «вдохнуть жизнь» во множество небольших, но очень интересных городов на территории России, считает вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. Поскольку их посещение в принципе возможно только на автомобиле – другого транспорта там нет.
РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НУЖНО И ОРГАНИЗОВАННЫМ, И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТУРИСТАМ
По словам г-на Ромашкина, развитие дорог и придорожных сервисов нужно всем группам путешественников: как организованным, так и индивидуальным туристам.
«Придорожной инфраструктурой пользуются все. Наши гиды говорят, что «где туалет?» и «где можно поесть?», – это два из трех самых распространенных у туристов вопросов. Пока с этим на наших дорогах непросто. Точки питания часто привязаны к заправкам, но должна быть и другая инфраструктура», – говорит вице-президент АТОР.
Финансироваться инициативы президента будут, в частности, в рамках единой субсидии регионам. Для этого правительству поручено в 2024 году провести отбор субъектов РФ, которым в 2025-2027 годах будут предоставлять в совокупности не менее 9 млрд руб. ежегодно. Не менее 1 млрд руб. пойдет на развитие автомобильных туристских маршрутов. Второй механизм – это списание двух третей задолженности субъектов по бюджетным кредитам.
Екатерина Тропова