Главная Путешествия Когда «Алиса» заменит турагентов?

Когда «Алиса» заменит турагентов?

от admin

На туристическом рынке, не только в России, но и во всем мире, все чаще говорят про большой рывок систем искусственного интеллекта. Не станет ли профессия турагента вымирающей? Поговорили с IT-директором FUN&SUN Сергеем Колбасовым о перспективах наступления ИИ на туристическую розницу, о том, какие задачи крупный туроператор решает с помощью IT, и так ли страшна «Электронная путевка».

– Сергей, сегодня в турбизнесе активно обсуждают возможности искусственного интеллекта, генеративных нейросетей. Насколько эта тема перспективная, и для вас, в частности? Действительно ли нейросеть скоро научится думать, как человек?

– Тема искусственного интеллекта сейчас супер-горячая, мы все наблюдаем феноменальный рост количества программных продуктов и объема инвестиций в этом направлении. И при всей безусловной перспективности темы в будущем, сейчас она обладает достаточно ограниченными сценариями применения в реальном бизнесе с учетом всех его рисков и ограничений.

Я уверен, что «нейросеть научится думать, как человек». Хотя сейчас, конечно, в результатах работы моделей есть очень большая зависимость от полноты и качества данных, на которых происходило обучение, и сложные креативные задачи пока человек решает лучше.

А работу турагентов, в смысле обычного «бронировщика туров», ИИ будет способен выполнять, вытеснив их с рынка?

Читать также:
Россияне стали чаще выбирать туры в Таиланд на «все включено»

– Нейросети действительно стали важным элементом чуть ли не ежедневного «информационного хайпа». Это модно: наверняка вы много раз читали, что «благодаря использованию ИИ компания такая-то сократила столько-то человек» или даже подборки профессий, которых «заменят нейросети». Дошло все это, разумеется, и до туризма: уже многие агенты опасаются, что скоро их может «заменить» ИИ. Я бы хотел успокоить их в этом отношении.

Причина простая – высокая вариативность запросов клиентов. И чтобы натренировать такую модель, у ее автора должны быть все эти запросы в их исходных формулировках и итоговый NPS (англ. Net Promoter Score или «индекс определения приверженности» – прим. ред.) клиентского отдыха. Плюс постоянная система дообучения на основе очень быстро меняющихся данных в онлайне. Пока, насколько мне известно, такого объема данных ни одна компания не собрала.

Во-вторых, встает вопрос качества данных: в интернете очень много информации самого разного свойства. И нейросети, в отличие от настоящего мозга, категорически не способны пока отличать «плохую» информацию в интернете от «качественной». Если вы будете использовать для подбора маршрутов нейросеть, «обученную» на данных открытого интернета – результат может быть разочаровывающим.

Для качества нужно обучать модель только на данных компании и/или хорошо очищенных источниках. А здесь уже встает вопрос широты контекста данных, которым сможет в этом случае оперировать ИИ – например, нет туроператоров, у которых есть все отели или варианты перелетов.

А о компаниях, создающих сложные, авторские продукты, речи не идет вообще, так как частотность запросов низкая, а вариативность – очень высокая. Кроме того, люди, работая с людьми, могут улавливать живые эмоции, передавать и учитывать их, чего ИИ делать не умеет.

Но, говорят, «открытые» нейросетевые модели уже могут предложить варианты отдыха, исходя из иных предпочтений туриста, например, музыки, которую он слушает, каких-то еще интересов, которые ему известны. Так ли это?

– Могут, это факт. Но мир все равно богаче. Результат может быть не слишком релевантный, так как человек плохо предсказуем.

Например, у человека может существовать сразу несколько запросов на отдых для разных ситуаций под одну и ту же музыку – сегодня один для отдыха с женой и ребенком на пляже в турецком Белеке, а завтра другой для отдыха с друзьями в Шерегеше. И так далее.

А что еще может помешать?

– Человеческие привычки – очень инертная вещь. Массовый потребитель, турист, сначала должен принять такую технологию, должен начать доверять модели ИИ больше, чем конкретному живому человеку. И на такую трансформацию человеческого поведения потребуются еще годы – тоже приблизительно еще 5-7 лет.

Простой пример. Мобильные телефоны с хорошим разрешением экрана и мощными процессорами, достаточными для онлайн-покупок туристического продукта онлайн, появились около 12-15 лет назад.

Но в туризме и по сей день, несмотря на кратно выросший комфорт и удобство сайтов для бронирования и мобильных приложений, огромная часть клиентов сам процесс выбора и бронирования предпочитает делать через турагента, так как с ним можно посоветоваться и ему можно доверять.

Хорошо, а для чего сейчас на самом деле полезны и применимы нейросети в туризме и турбизнесе? Например, что с ними делает FUN&SUN?

– Пока можно говорить о том, что нейросети уже могут быть хорошим инструментом для повышения внутренней эффективности работы в компании.

У нас, например, нейросети помогают персонализировать предложения для клиентов b2c. С помощью моделей ИИ можно делать супер-быструю подборку и агрегацию информации по запросу. Можно также создавать контент и промо-материалы, хотя в этом случае «человеческая» проверка все равно потребуется.

Кроме того, плотно занимаемся отработкой возможностей применения генеративных нейросетей для построения сценариев отдыха (не создания туров, а именно построения сценариев).

Пока мы видим, что при типовых сценариях все относительно неплохо, но при их усложнении нейросеть вполне может составить совершенно нереализуемый на практике маршрут.

Есть такая тема, как «персонализация предложений», о которой нам говорят на каждой конференции и форуме по туризму. Для нее ИИ можно использовать?

– Да, мы используем. Знать своего клиента, знать, какие у него запросы, потребности – это супер-важно с точки зрения успеха компании. Цифровизация всегда идет по двум направлениям.

Первое – от «незнания» клиента к «знанию», второе – расширение витрины продуктов и базы клиентов по их запросам. Тот, кто лучше будет знать своего клиента «на масштабе», тот на рынке получит серьезнейшее преимущество.

Что касается ИИ, он нам в этом помогает. Так, мы профилируем клиентов, уже воспользовавшихся нашими предложениями, с помощью аналитики на основе машинного обучения: разделяем их на категории и ненавязчиво выделяем в поиске наиболее интересные им предложения.

У нас на сайте анализируется история поиска, информация, сохраненная в подборку «Избранное», списки сравнения. Например, список «похожих отелей» у нас формируется каждый раз, исходя из реальной истории поиска пользователей, а не по формальным критериям: система выдает вам отели, которые пользователи ранее сравнивали с тем отелем, который вы сейчас просматриваете.

– Вы как-то контактируете с пользователями сайта на предмет того, какой функционал им еще нужен? Получаете обратную связь?

– Конечно, каждый наш клиент может оставить обратную связь в два клика как на сайте, так и в мобильном приложении. Мы всю эту обратную связь всегда обрабатываем и улучшаем продукт. Какие-то вещи получается исправить очень быстро, на что-то мы тратим месяцы, но развитие под запрос клиента идет без остановок.

Из последних побед – улучшенная в 10 раз скорость поиска на fstravel.com. Не менее важно получать обратную связь и по новинкам – насколько они у нас получились. Поэтому регулярно тестируем нововведения на сайте и в мобильном приложении на фокус-группах, поэтапно открывая новый функционал все более широкому кругу пользователей. 

Но что лично я считаю более важным, это то, что мы придерживаемся такого же подхода к обратной связи по всему пути отдыха клиента: насколько клиент доволен выбором продукта, перелетом, работой гида, проживанием. Все запросы и отзывы клиентов оцифровываются, заносятся в CRM, и по ним идет постоянный цикл улучшения продукта FUN&SUN.

Цель этого всего – оставить в своем портфеле только качественный турпродукт по лучшей цене, который так любит наш клиент.

Кстати о мобильном приложении – на нем доступен весь функционал сайта? Сколько у него сейчас пользователей?

– Я бы сказал, что по функционалу оно даже богаче чем сайт – тот же чат поддержки есть только в приложении. Мы ориентируемся на то, что приложение должно стать основным каналом связи туристов с нами по меньшей мере на тот период, когда турист находится в поездке.

Скачавших приложение – больше миллиона, активных пользователей – сотни тысяч.

– Мы с вами беседовали про конечных клиентов сайта, но упустили вот какой момент: как развиваются ваши цифровые сервисы для турагентов, закрытая агентская часть сайта?

– Мы заинтересованы в том, чтобы агенты получали самые современные цифровые инструменты для своей работы. Весь 2024 год мы тестируем на ограниченной группе пользователей наш новый агентский b2b-сайт. Сейчас «допиливаем» движок, работаем с обратной связью. Скоро выкатим новый продукт для массового использования.

– Насколько я помню, FUN&SUN стал первым крупным туроператором, подключившимся к системе «Электронная путевка». С какими сложностями во внедрении пришлось столкнуться, в какие затраты это вылилось? Были ли сбои?

– Процесс подключения к системе «Электронная путевка» мы начали еще весной 2023 года, а активное внедрение и обкатка системы велись летом, мы готовились тогда к 1 сентября 2023 года.

Не скажу, что мы столкнулись с какими-то особенно крупными технологическими сложностями в процессе внедрения этого решения: мы крупная компания и давно вкладывались, в том числе финансово, и в IT, и в сферу информационной безопасности.

Нам надо было только создать шлюз от нашей системы бронирования к ГИС «ЭП» и настроить автоматизированную выгрузку данных. Совместно с коллегами, которые осуществляют поддержку системы, это получилось достаточно быстро.

Что касается затрат, то в нашем случае расходы были только на незначительную доработку нашей системы бронирования. Автоматизированные рабочие места (АРМ) с нужным уровнем защиты у нас уже были давно: мы инвестируем в защиту наших клиентских данных.

Каких-то масштабных сбоев в ноябре 2023 года мы не заметили: да, были сложности с незаполнением агентами отдельных полей и непопаданием информации о туре в систему. Их автоматически отфильтровывали и дозаполняли в ручном режиме. Тогда все волновались, но теперь, «с высоты» понятно, что это был нормальный «процесс привыкания» агентов к работе в системе. И он был довольно короткий.

Поэтому и старт передачи данных по внутреннему туризму 1 сентября 2024 года и усиление требований к информационной безопасности 1 ноября 2024 года для нас тоже прошли штатно.

Статьи по теме