В ходе Стамбульского туристического форума представители турецкого турбизнеса вновь подняли вопрос о «пересмотре в системе «все включено». Выяснили, о чем же в реальности идет речь, оправданы ли панические заголовки о «скорой отмене «все включено» в Турции и есть ли перспективы вернуться к раздаче еды из-за стеклянных витрин, как в ковид.
Выступая на панельной дискуссии «Оценка сезона 2024 года и перспективы на 2025 год (отели)», организованной в рамках Стамбульского туристического Форума, президент Ассоциации профессиональных менеджеров отелей (POYD) Хакан Саатчиоглу затронул, в частности, и проблемы столь любимой россиянами системы «все включено».
И в очередной раз заявил, что система «все включено» должна быть «пересмотрена».
ПРОБЛЕМА ALL INCLUSIVE – В ОТХОДАХ
При этом проблемой системы «все включено», с точки зрения главы отельной ассоциации, является, естественно, не само ее существование (на ней отели отлично зарабатывают). А объем отходов, которые образуются в результате нерационального использования продуктов в меню.
«Отходы в системе «все включено» являются серьезной проблемой. По нашим подсчетам, сейчас выбрасываем 300 грамм обработанных пищевых продуктов на человека. Это означает огромные расходы для отелей: 300 грамм в отеле на тысячу человек – это 9 тонн еды в месяц. Цена этого объема приближается к 600 тысячам долларов», – пояснил г-н Саатчиоглу.
ВОПРОС ОБ ОТМЕНЕ ИЛИ ОГРАНИЧЕНИИ СИСТЕМЫ «ВСЕ ВКЛЮЧЕНО» В ТУРЦИИ НЕ СТАВИТСЯ
О чем идет речь? Не об «отмене» или «ограничениях» для туристов в системе «все включено», а о том, чтобы пересмотреть технологические процессы (на кухне отеля и в ресторанах отелей) для снижения объема выбрасываемых отходов.
Двум неделями ранее министерство сельского и лесного хозяйства Турции выпустило заявление, в котором также выражалась озабоченность ростом количества пищевых отходов в Турции. При этом отмечалось, что существенная доля остатков еды приходится на отели, работающие по системе «все включено». В турецких СМИ также писали, что минсельхоз планирует изучить планирование меню управление запасами продуктов в отелях,чтобы, выявить неправильные методы приготовления и регулирования количества подаваемой туристам еды.
По итогам такой работы в минсельхозе совместно с заинтересованными сторонами (отелями и профессиональными ассоциациями) создадут дорожную карту по сокращению пищевых отходов. Как видим, ни о какой «отмене «все включено» речь в планах не идет.
Кстати, вопрос о стандартизации системы «все включено» в Турции поднимали и российские туроператоры. Так, вице-президент АТОР по международному туризму, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян ранее замечал, что у системы All Inclusive в Турции нет стандартов, и, по сути, каждый отель реализует ее исходя из своей бизнес-модели. И результат порой не соответствует ожиданиям туристов.
«В первую очередь, Турции для стабилизации турпотока следовало бы сформулировать на официальном уровне минимальные требования к этой популярной концепции. Тогда, скорее всего, какие-то гостиницы, не вписывающиеся в эти требования, сами могли бы отказаться от этого формата, перейдя на full board с напитками или что-то еще. Это, на мой взгляд, решило бы проблему. Ведь те, кто умеют и хорошо делают «все включено», недостатка в клиентах в летний сезон не испытывали», – говорил г-н Мурадян на пресс-конференции в сентябре 2024 года.
ЧТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ В ТУРЕЦКОМ ALL INCLUSIVE?
В турецких профильных СМИ уже высказывались различные идеи по сокращению отходов. Из тех, что на слуху: ограничить выкладку витрин с продуктами в ресторанах (т.н. «продукты для красоты»: красиво разрезанные арбузы, сыры и пр.).
Или убрать из ресторанов тарелки излишне больших размеров, «не учитывающих реальные потребности гостей». Последнее, кстати, некоторые отели уже используют.
С раздачей турист вынужден присматриваться к пище, оценивать ее и выбирать только то, что он действительно сейчас хочет сейчас съесть. Во-вторых, гостю кладут на тарелку порцию того или иного блюда, и очевидно, что среднестатистический гость не будет набирать «гору еды», которую потом не съест: он в итоге просто устанет стоять «с протянутой тарелкой» перед десятком витрин.
После пандемии подавляющее большинство отелей Турции вернулось к практике «обычного» (открытого) шведского стола в ресторане. Но часть отелей оставила «пандемийную» систему, и она не вызывает возражений гостей. Так, например, в отелях сети Nirvana блюда до сих пор подают раздатчики из-за стеклянных витрин. Это выглядит красиво и даже роскошно, нравится гостям и одновременно способствует снижению количества выбрасываемой еды.
Гостям подают блюда официанты из-за витрин, и ковид тут ни причем. Фото: АТОР
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: АТОР