Введение электронной визы в Россию дало мощный импульс к восстановлению въездного турпотока. Уже по итогам первого полугодия 2024 года Россия приняла в два раза больше интуристов, чем годом ранее. Названы инструменты, которые помогут улучшить этот результат, и факторы, которые могут затормозить процесс.
По данным Минэкономразвития РФ, за неполное первое полугодие 2024 года Россию посетило около 400 тыс. иностранных туристов. Для сравнения, в аналогичный период прошлого года турпоток составил 187,8 тыс. визитов.
«Рост более чем в два раза. Наши собственные продажи соответствуют этому тренду. Компания «Интурист» наблюдает существенный рост продаж туров в Россию с осени прошлого года. Это тот момент, когда начала действовать электронная виза», – рассказал на форуме «Путешествуй!» Александр Мусихин, вице-президент АТОР по вопросам въездного туризма, генеральный директор туроператора «Интурист».
У электронной визы, которая сейчас действует для граждан 55 стран, множество преимуществ. Она почти в три раза дешевле, чем очная, по ней практически нет отказов, она быстро выпускается, а оплачивать визу можно в валюте той страны, гражданам которой она выдается.
«Это в очередной раз доказывает, что облегчение визовых процедур – мощнейший инструмент продвижения туризма», – сказал Александр Мусихин.
«Многократная электронная виза позволит туроператорам организовывать комбинированные туры с ближайшими странами. Например, Россия – Казахстан, Россия – Белоруссия. Также открытая российская виза – это дополнительная мотивация иностранцу посетить нашу страну еще раз. Впервые он мог бы приехать в Россию в рамках экскурсионного тура, затем вернуться для сити-брейка, на шопинг и так далее», – отметил вице-президент АТОР.
Еще один способ увеличить турпоток в Россию – государственные субсидии. К этому инструменту прибегают многие зарубежные страны, в том числе Турция, Китай, Египет.
«Есть разные форматы – субсидирование авиаперевозки или просто выплаты за каждого привезенного туриста. Для российского въездного туризма это также могло бы стать важным инструментом развития», – считает Александр Мусихин.
Он напомнил, что сейчас важно продвигать Россию как туристическое направление за рубежом. При этом концентрироваться нужно не только на отдельных самых популярных локациях, но на стране в целом.
«Туристы и их запросы изменились за последнее время. Если раньше их интересовали в основном мегаполисы, сейчас интересы значительно шире: швейцарцы едут в Дагестан, японцы – в Сочи и т. д. Потоки и портрет туриста сильно отличаются от того, что мы имели до пандемии», – рассказал г-н Мусихин.
В то же время в регионах должны адаптировать продукт и инфраструктуру под запросы иностранных туристов. Речь идет о создании удобной системы навигации, в том числе на китайском языке, адаптации услуг в отелях и ресторанах для жителей Азии и Ближнего Востока, чьи запросы значительно отличаются от европейских.
Александр Мусихин также назвал и несколько факторов, которые могут негативно отразиться на восстановлении въездного туризма в России. В частности, партнеры туроператора высказываются о вопросах безопасности, и нерешенных пока вопросах безналичных платежей.
«Формирование электронной путевки в сегменте въездного туризма значительно сложнее, чем в выездном. Так, например, нам не всегда известна сумма продажи путевки за рубежом. Мы даже точно не можем сказать, в какой валюте она была продана. Над этими моментами все еще надо работать», — считает эксперт.
Анна Бирюкова