Судя по итогам продаж прошедших воскресенья и понедельника, обстрел Израиля со стороны Ирана в ночь с 13 на 14 апреля оказали весьма незначительное воздействие на спрос на туры в популярные ближневосточные и североафриканские страны. Результаты нашего опроса ведущих туроператоров говорят сами за себя.
В ночь с субботы на воскресенье в минувшие выходные произошло очередное кратковременное обострение ирано-израильского конфликта: Иран и его союзники в Ливане и Йемене произвели комбинированный воздушный налет на территорию Израиля в ответ на произошедший ранее обстрел Израилем консульства Ирана в Сирии.
Очевидно, что об атаке все стороны знали заранее: воздушное пространство Израиля, Ирана, Иордании и Ливана было заблаговременно закрыто. Авиатрафик был перенаправлен в облет этих стран.
Большого количества отмен рейсов из России удалось избежать (отмены коснулись только собственно Израиля и Ирана), однако некоторое количество рейсов «Аэрофлота» было задержано, в том числе и направляющихся в Египет и ОАЭ. В то же время, другие авиакомпании (в т.ч. российские и египетские) просто изменили маршрут и приземлялись в Египте ночью 14 апреля – вопреки некоторым сообщениям, Египет свое воздушное пространство не закрывал.
Кризис длился, по сути, несколько часов. Иран в итоге не нанес вреда туристической и аэропортовой инфраструктуре Израиля, и уже 14 апреля объявил акцию «законченной», ответного удара Израиля не последовало. На текущий момент воздушное пространство всех указанных стран открыто, полеты выполняются снова по расписанию.
ПРОДАЖИ ТУРОВ В ЕГИПЕТ И ОАЭ НЕ ЗАМЕДЛЯЛИСЬ, АННУЛЯЦИЙ ИЗ-ЗА КРИЗИСА НЕ БЫЛО
Некоторые опасения высказывались относительно возможного спада спроса и роста количества аннуляций туров на такие массовые ближневосточные направления, как Египет и ОАЭ, на которых наблюдались поначалу задержки рейсов.
Однако россияне правильно оценили риски, внимательно читают новости, смотрят на карту и не отказываются лететь на отдых в Египет и Эмираты, достаточно единодушно констатируют все игроки рынка.
«На текущий момент никаких значительных изменений в продажах туров в Египет и Объединенные Арабские Эмираты в связи с событиями выходных нет. Аннуляций нет тоже», – констатируют в Coral Travel.
Не замечают по итогам воскресенья и понедельника изменений в динамике продаж по обоим указанным направлениям также в Anex, PEGAS Touristik, «Интурист», «Русский Экспресс», PAC Group, Space Travel.
«На курортах Египта и ОАЭ все по-прежнему спокойно и все бизнес-процессы у туроператоров идут в штатном режиме», – констатируют в Anex.
ТУРЫ В ИРАН НАЧАЛИ АННУЛИРОВАТЬ В ПЯТНИЦУ, НО СЕЙЧАС АННУЛЯЦИИ ПРЕКРАТИЛИСЬ
Туры в Иран, в отличие от Египта и ОАЭ, представлены в ассортименте немногих туроператоров. Иран на российском рынке сейчас – экскурсионное и немассовое направление, традиционно россияне едут за границу в гораздо большем количестве к теплому морю за пляжным отдыхом, а не смотреть на достопримечательности.
Продажи туров в Иран туроператоры однозначно характеризуют как «немассовые» и «точечные» (заявки на эту страну поступали и раньше совсем не каждый день), поэтому говорить о «спаде» спроса пока нельзя: по сути, нет релевантной базы сравнения. Турпоток в Иран в основном визовый, заработавший недавно «групповой безвиз» популярности не приобрел.
Стоят экскурсионные туры в эту страну достаточно внушительных денег, поэтому отказы были от наиболее «перенервничавших» туристов, причем еще до самих событий.
В «Русском Экспрессе подчеркивают, что точечные аннуляции экскурсионных туров в Иран начались в пятницу, 12 апреля. Однако к понедельнику, когда обстановка прояснилась, аннуляции прекратились. Ближайшие заезды туристов в Иран у туроператора намечены на 20-ые числа апреля, и из них никто пока не заявлял об отказе от поездки.
Нет аннуляций туров в Иран на текущий момент также у «Интуриста», Space Travel и PAC Group.
ТУРИСТЫ ПРИВЫКЛИ К КРИЗИСАМ
Таким образом, можно констатировать, что российские туристы в целом оказались весьма невосприимчивы к ближневосточному кризису. Вероятно, играют роль два фактора: сформировавшаяся психологическая устойчивость гораздо более серьезным потрясениям еще с ковидных времен, осознанная потребность отдыхать, распланированные отпуска и высокая стоимость зарубежных туров.
Впрочем, та же самая невосприимчивость туристов к катастрофическим событиям отмечена и для внутреннего спроса: интересными мыслями об этом феномене делилась недавно в личном блоге генеральный директор туроператора «Мультитур» Юлия Высоканова.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: АТОР