Мировое судостроение значительно изменилось за последние несколько лет. Новые лайнеры строятся с учетом строгих экологических стандартов, а экипаж обучают взаимодействию с роботизированными системами на борту. Рассказываем, что может удивить туриста и почему к современным российским судам стоит присмотреться внимательнее.
«ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ» И «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ»
Согласно решению Международной морской организации (IMO), к 2030 году объемы выбросов парниковых газов, производимых судами, должны быть уменьшены на 61%, к 2040 году – на 91%, а привести водный транспорт к нулевому уровню выбросов планируется к 2050 году.
Выражается это в постепенном переходе на альтернативные источники топлива, такие как сжиженный природный газ (СПГ), аммиак, водород и метанол, а также в создании новых судов с гибридными технологиями, электродвигателями или способностью использовать возобновляемую энергию ветра, солнца и т.д.
Российский туризм не отстает от мировых трендов в этом вопросе. В 2023 году, благодаря компании «ВодоходЪ» наши соотечественники впервые могли прокатиться на электрокатамаране «ЭкоходЪ», который начал ходить по Енисею из Красноярска, а в Москве был запущен первый в мире круглогодичный электротрамвай.
В 2024 году электрокатамараны компании «ВодоходЪ» уже работали в Красноярске, Нижнем Новгороде, Перми и Ярославле, а в Москве экобасы перевезли более 1 млн пассажиров.
Экоходы перемещаются по воде практически бесшумно и позволяют услышать звуки реки. Фото: ВодоходЪ
В планах компании также создание к 2026 году гибридных судов проекта Москва 2.0, которые планируется использовать в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Уфе и Перми, а также первого гибридного круизного теплохода проекта «Байкал».
Судно проекта «Байкал» произведет революцию в отечественном круизном судостроении. Фото: компания «Эмпериум»
Важной особенностью теплохода будет наличие гибридной энергетической установки с использованием электродвижения и накопления энергии. Автономность его плавания составляет 7 суток, а использоваться судно будет круглогодично – как круизное или рейсовое в период навигации и как плавучая гостиница в остальное время.
ИННОВАЦИИ В ДИЗАЙНЕ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Здесь речь в судостроении прежде всего идет про модульное строительство судов, возможность быстрой трансформации пространства, использование композитов и легких материалов, а также способность судов работать в экстремальных условиях, в т. ч. в арктической зоне. Этим критериям соответствуют очень многие строящиеся сейчас в России суда.
Так, в арктической зоне в 2025 и 2026 годах начнут работать как минимум 2 теплохода – «Николай Жарков» компании «ВодоходЪ», который совершит первый круиз по маршруту «Поморское кольцо» и «Виктор Астафьев», который сейчас достраивается для эксплуатации на Енисее.
«Николай Жарков» поднимет путешествия в Арктику до люксового уровня. Фото: ВодоходЪ
В такой каюте на «Викторе Астафьеве» можно дойти и до самого края земли. Фото: АО «ОСК»
Что касается применения новых материалов, то здесь особенно выделяется восток нашей страны. Так, в Хабаровском крае в ближайшее время планируется наладить выпуск новых пассажирских судов из композитных материалов для Амура.
А в Приморье уже появился первый композитный катамаран класса «Тихоокеанский 108», который вскоре начнет работать в акватории Амурского залива во Владивостоке.
Композитный катамаран класса «Тихоокеанский 108» — настоящая новинка на российском рынке. Фото: Верфь «Кораблестроение и композиты»
Этот пилотный проект станет основой для серийного строительства композитных катамаранов в Приморском крае.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ
Это, пожалуй, самая интересная тенденция в современном судостроении, в результате развития которой в мире должны появиться морские беспилотники.
Сейчас уже есть пример такого «умного судна», в котором используется IoT – интернет вещей и AI – искусственный интеллект. Это электрическое норвежское судно Yara Birkeland, которое вот уже 2 года перевозит грузы между портами внутри страны практически в автономном режиме.
Новейший сухогруз в экипаже не нуждается. Фото: yara.com
Иногда его сопровождает экипаж из 2-3 человек, которые не столько управляют судном, сколько отслеживают его работу по приборам. Единственное, чего не умеет Yara Birkeland, это самостоятельно швартоваться в порту, но его создатели планируют «обучить» этому судно уже в ближайшем будущем.
В России подобные испытания также проводятся – в частности, этим занимается компания Sitronics Group. В 2023 году она представила прототип первого речного автономного судна, и сегодня специалисты разрабатывают возможности внедрения «беспилотников» на общественном водном электротранспорте и в области доставки международных грузов.
В круизах же глобальное внедрение искусственного интеллекта предложила норвежская паромная компания Hurtigruten, которая представила свой лайнер будущего – Sea Zero.
Корабль будущего рассчитан на 500 пассажиров. Фото: норвежская паромная компания Hurtigruten
Помимо нулевых выбросов, а у судна будет три 50-метровых убирающихся стальных паруса, оно потребует присутствия гораздо меньшего количества экипажа. Благодаря умной системе управления капитанский мостик будет похож на кабину самолета, «электронный мозг» лайнера будет анализировать ситуацию в режиме реального времени, так что необходимость в таких специалистах как лоцман, сократится.
ИИ будет работать и с пассажирами – они, например, со смартфона смогут отслеживать потребление энергии в индивидуальной каюте.
Планируется, что в 2030 году судно начнет осуществлять круизы вдоль берегов Норвегии и, разумеется, произведет революцию в современном судостроении и морском туризме.
Впрочем, круизной отрасли пока еще очень далеко до «беспилотных лайнеров», несмотря на то, что все круизные компании активно интегрируют цифровые системы в управление операциями, мониторинг состояния оборудования, предлагают туристам электронных помощников и т.д.
Наверное, это и к лучшему, ведь круиз – это всегда близкие контакты пассажиров с экипажем, а в российских речных круизах даже есть такие прекрасные традиции, как приветственный коктейль и ужин с капитаном.
Ольга Пегасова