В Санкт-Петербурге – настоящее лето и белые ночи. В этот период даже городские фонтаны и дворцы бракосочетания работают дольше. Какие новинки в летнем сезоне для туристов подготовили Эрмитаж, Русский музей, Петергоф, Царское село и Гатчина – в нашем материале.
Официальный период белых ночей в Санкт-Петербурге – с 11 июня по 2 июля. Самая светлая и короткая ночь с 21 на 22 июня. Она длится всего 5 часов 12 минут. Впрочем, уже с конца мая световой день в Санкт-Петербурге длится более 18 часов.
В период белых ночей многие петербургские фонтаны будут радовать горожан и гостей дольше обычного: 32 из них работают до полуночи. Шесть самых известных фонтанов в историческом центре города функционируют еще дольше – до двух часов ночи. Это фонтан на Дворцовой набережной, 38, фонтан на Петровской набережной, 10, фонтаны в Александровском саду и на Манежной площади, фонтан на Невском проспекте, 56 и на Казанской площади.
Тактильный макет Александровского дворца. Фото: ГМЗ Царское село
Дворцы бракосочетаний Петербурга также работать на два часа дольше в период белых ночей. Теперь последняя церемония заключения брака начинается в 23:00 и завершается в 23:20. Этот режим будет действовать до 30 сентября.
В МИХАЙЛОВСКОМ ЗАМКЕ – ВЫСТАВКА-«БЛОКБАСТЕР», В ЭРМИТАЖ ВЕРНУЛСЯ МЮНХГАУЗЕН
В Михайловском замке начал работу масштабный выставочный проект «Империя после Петра: от Екатерины I до Елизаветы Петровны». Более двадцати ведущих музеев страны объединились, чтобы представить зрителям грандиозную по составу и значению выставку (более 400 экспонатов). В экспозицию вошли произведения, которые редко экспонируются. Прежде всего, из коллекции самого Русского музея. Это предметы церковного искусства – иконы, напрестольные кресты, шитье и многое другое. Здесь можно увидеть бесценную корону Екатерины I из Московского Кремля, портрет правительницы-регента Российской империи Анны Леопольдовны из московского Государственного исторического музея. Выставка продлится до 23 сентября.
Михайловкий дворец. Выставка, общий план. Фото Русский музей
Русский музей открыл выставку «Для Славы Всероссийской. Предприниматели и меценаты в России XVIII – начала XX веков», посвященную русскому купечеству и предпринимательству. Экспозиция в Мраморном дворце включает более 200 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и нумизматики из коллекции Русского музея. На выставке можно увидеть шедевры Григория Угрюмова, Алексея Венецианова, Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Павла Федотова, Андрея Рябушкина, Бориса Кустодиева и других мастеров живописи.
Михайловкий дворец. Выставка. Фото: Русский музей
В Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка «Приключения барона Мюнхгаузена в России». Экспозиция расскажет о российских приключениях «настоящего» Иеронима Карла Фридриха фон Мюнхгаузена, которые порой оказывались даже более фантастическими, чем знаменитые выдумки литературного героя. За двенадцать лет в Российской империи он успел принять участие в русско-турецкой войне и стать свидетелем самых невероятных явлений столичной жизни, от грандиозного восстановления Петербурга после пожара до дворцовых капризов императрицы Анны Иоанновны. Выставку можно посетить до 15 сентября 2024 года по входному билету в Главный музейный комплекс
Эрмитаж. Мюнгаузен. Фото: Эрмитаж
Для горожан и туристов вновь открылся сад Мариинского дворца. Пройти на территорию можно бесплатно со стороны Вознесенского проспекта. Сад работает по выходным с 11:00 до 19:00.
В ПЕТЕРГОФЕ ОТКРЫЛСЯ ВЕРХНИЙ ПАРК, В ГАТЧИНЕ – ПАВИЛЬОН ОРЛА, А В ЦАРСКОМ СЕЛЕ НАУЧАТ ПИСАТЬ СТИХИ КАК ПУШКИН
После завершения комплексной научной реставрации для посетителей открылся Верхний сад музея-заповедника «Петергоф». Он задумывался Петром I как важнейшая часть водоподводящей системы фонтанов Петергофа – именно здесь проходит главная магистраль, питающая фонтаны центральной части Нижнего парка и знаменитого Самсона. Реставраторы опирались на хранящиеся в собрании музея чертежи середины 1770-х годов, составленные французским инженером Пьером Антуаном де Сент-Илером. Верхний сад открыт для посетителей ежедневно с 9:00 до 21:00. Вход в сад бесплатный.
Верхний парк. Фото: ГМЗ Петергоф
Летом 2024 года музей-заповедник «Петергоф» запускает 5 экскурсионных маршрутов в формате авторских экскурсий. Хранители музейных экспозиций расскажут о формировании петергофских коллекций, о художественных вкусах и пристрастиях владельцев Петергофа, Александрии и Ораниенбаума, об интересных и малоизвестных фактах и событиях истории летних резиденций. Авторские экскурсии проводятся в группах до 10 человек.
В музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Кто виноват? Пушкин!». Она посвящена 225-летию со дня рождения поэта и адресована детям. Интерактивная экспозиция разместилась в павильоне «Белая башня» в Александровском парке, где действует детский центр. Выставка покажет – как выглядит рабочее место поэта, объяснит – можно ли писать звуками и откуда брать рифмы. Гости могут озвучить стихотворение с помощью шумовых объектов и музыкальных инструментов, прилечь на мешки с сеном под теплым солнцем, включить осенний дождь, а также написать рифмованные двустишия, помериться ростом с поэтами разных эпох и даже пофантазировать о музее самого себя. Выставка работает до 22 сентября 2024 года.
Пушкин. Выставка. Фото: ГМЗ Царское село
ГМЗ «Царское село» представил большой тактильный макет Александровского дворца и макеты исторических скульптур у его фасада. «Специальные экспонаты» установлены в холле. Это один из главных этапов в реализации новой программы музея для незрячих и слабовидящих людей, она стартует летом этого года.
Павильон Орла. Фото: ГМЗ Гатчина
В Дворцовом парке в Гатчине после реставрации открылся Павильон Орла – одно из старейших парковых сооружений Дворцового парка. Павильон увенчан белоснежной скульптурой орла, который держит в лапах щит с монограммой Павла Петровича. Наиболее раннее упоминание о павильоне относится к 1792 году. Легенда гласит, что отсюда Павел I стрелял в летевшего над парком орла. А еще на башню Гатчинского дворца вернулся Трехглавый орел. Государственный герб Российской империи в форме трехглавого орла венчал башню дворца в XIX веке, но после Великой отечественной войны был утрачен. Его воссоздали по архивным документам и фотографиям.
Елена Мягкова