Редактор «Вестника АТОР» с семьей отправился в отпуск из Москвы в Анапу и обратно по трассе М4. В ближайших публикациях планируется подробный разбор нюансов такого автопутешествия с подсчетом трат и полезными советами. А сейчас – наблюдения о том, как некоторые регионы используют потенциал автотуризма в своих целях, а другие – им почему-то не пользуются.
По оценке вице-президента АТОР по внутреннему туризму, генерального директора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, этим летом в Анапу до 80% туристов приезжают на личном автотранспорте. Большинство туристов используют платную трассу М4 – так можно очень серьезно сократить время в пути и избежать заезда в областные и районные центры, по которым проходит «старая» (бесплатная) M4, с их светофорами и пробками.
По этой же трассе туристы едут, разумеется, не только в Анапу, но и в Сочи, на другие курорты Краснодарского края, и, конечно, в Крым, где поток автотуристов летом тоже составляет львиную долю отдыхающих.
Путь от Москвы на курорты Юга России по трассе с платными участками пролегает (кроме собственно, столицы) по территории еще 6 регионов России – Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской, Ростовской областей и Краснодарского края, а если ехать в Крым, то еще и по территории Крыма.
Платная трасса – это примерно две трети всего пути до Анапы. Она удобная, скоростная, но длинная. Поэтому большинство автотуристов останавливаются в пути на ночевку и на регулярные короткие стоянки для отдыха водителей («Автодор» рекомендует на скоростных трассах отдыхать как минимум через два часа за рулем).
На М4 из Москвы на Юг большинство автопутешественников используют для коротких стоянок в основном встречающиеся по пути автозаправки с мини-маркетами, сетевые кафе быстрого питания или бесплатные площадки для отдыха.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, РОСТОВСКАЯ И ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТИ ПОМОГАЮТ БИЗНЕСУ ЗАРАБАТЫВАТЬ НА АВТОТУРИСТАХ
Так, участок трассы М4 из Анапы в Москву, проходящий через Краснодарский край, буквально утыкан «кубанскими ярмарками» – в определенной степени стандартизированными торговыми павильонами, иногда больших размеров, где продается различная местная сельхозпродукция – от арбузов, дынь, черешни, персиков, абрикосов и других фруктов и ягод, до тыкв, картошки и лука.
Здесь же, как правило, торгуют специями, медом с пасек, местным квасом, сухофруктами, вином, чачей и другими гастросувенирами, которые можно привезти домой.
Кубанская притрассовая ярмарка в Кущевском районе Краснодарского края с общекраевым дизайном. Фото: АТОР
Павильоны арендованы частными производителями, но краевые власти им не только не препятствуют, но и охотно выделяют места для торговли: в некоторых местах по трассе ярмарки встречаются буквально через каждый километр.
Важно и то, что покупать на таких организованных ярмарках автомобилистам гораздо удобнее и безопаснее, чем у традиционных бабушек с ведрами и горками банок на трассе.
В случае организованных ярмарок не надо останавливаться на «аварийках» на обочине самой трассы: у всех организованных павильонов на Кубани есть удобные асфальтированные съезды с трассы и места для стоянки машин.
Стоянка около одной из кубанских ярмарок с удобным съездом и парковкой для машин. Фото: АТОР
Цены на таких ярмарках разные, но покупать фрукты и другие вкусности тут действительно дешевле, чем на самом курорте. Причем чем дальше от Анапы, тем цены на глазах становятся все более и более демократичными – так, через 200 км от курорта в сторону Москвы черешню на трассе уже можно купить и по 150 рублей, правда мелкую, а трехлитровую банку натурального меда с пасеки можно приобрести за 2000 рублей.
Кстати, «кубанские ярмарки» есть и на участках трассы по пути из Москвы на юг, но встречаются они здесь гораздо реже и преимущественно уже после съезда с платной трассы, ближе к Анапе. Это вполне понятно – все же основные покупки делаются по пути обратно.
Так же, как и на Кубани, организованы удобные съезды и стоянки, на трассе присутствуют упреждающие указатели. То есть очевидно, что региональные власти и в Ростовской области помогают своим производителям.
На «Донских ярмарках» тоже торгуют местные предприниматели. Ассортимент частично похож на кубанский: все те же дары Юга – фрукты, ягоды, семечки, овощи, мед, вино, но фишка донских ярмарок, конечно в хорошем ассортименте рыбы (копченой, вяленой, соленой, и т.п.) и различного рода «казачьих» настоек. Цены на этом участке трассы тоже вполне демократичные.
А следующий участок трассы M4 с организованной торговлей на пути с юга в Москву – это уже Тульская область.
Здесь по пути регулярно встречаются места организованной торговли – но уже не павильоны, а буксируемые киоски «Тульские пряники», «Тульские пряники и веневские сладости», «Тульские пряники и белевская пастила». У некоторых из них встречается одинаковый дизайн оформления, некоторые имеют свой собственный. К таким точкам тоже можно безопасно съехать с трассы и остановить машину для покупок, есть и указатели – «Пряники – 500 м».
У автопутешественника создается благодаря таким организованным в едином стиле ярмаркам гастрономический образ региона, эмоциональная привязка и устойчивые ассоциации (условно – «в Краснодар едем за черешней, в Ростов – за рыбой и вином», «в Тулу за белевской пастилой» и т.п.). Такие ярмарки – хороший туристический брендинг регионов.
Притрассовые ярмарки в Краснодарском крае, помимо удобства, создают у автотуристов яркий и вкусный образ региона. Фото: АТОР
ЛИПЕЦКАЯ И ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТИ УПУСКАЮТ АВТОТУРИСТОВ
К разочарованию автотуристов, в двух других областях на трассе М4, которые начинаются после Ростовской области – Воронежской и Липецкой – никаких выдержанных в едином стиле мест организованной торговли типа кубанских или донских «ярмарок» и даже тульских прянично-пастильных киосков замечено не было. И это совсем не выглядит рациональным решением.
Во-первых, и Воронежской, и Липецкой областям тоже есть что предложить автотуристам из местной продукции.
Фрукты (особенно, яблоки), ягоды, подсолнечное масло, семечки, рыба, молочная продукция (здесь расположены хозяйства холдинга «Эко-Нива»), прекрасный картофель, которого в Воронежской области избыток – то что могут с гордостью и прибылью продавать воронежские фермеры и предприниматели туристам на четырех колесах (к радости последних, ведь везти это уже не так далеко, как из Краснодарского края).
Туристы с радостью фотографируются в полях подсолнечника в Воронежской области, но купить продукции из этого подсолнечника им на трассе М4 негде. Фото: АТОР
Вряд ли нечего предложить автотуристам, следующим по трассе М4 и липчанам: только навскидку это ценимая в России липецкая картошка, яблоки, груши, сливы, ягоды и овощи из крупных тепличных хозяйств, рыба, минеральная вода – все это тоже можно было бы предлагать в местах организованной торговли на трассе М4.
Тем более, что в этих областях, расположенных на середине пути к Москве, автомобилисты как раз все чаще хотят ненадолго остановиться и отдохнуть по трассе, проехав длинный путь от курортов Юга. Но даже на нечастых организованных площадках отдыха по трассе здесь ничего не предлагают туристам, кроме скамеек, навесов (не везде) и туалетов.
Площадка для отдыха водителей в Воронежской области: здесь вполне можно было бы организовать и небольшую притрассовую торговлю, которой нет. В итоге мы лакомились здесь под навесами краснодарской черешней. Фото: АТОР
И заодно на этом автопотоке заработать. Как это успешно делают в Краснодарском крае, Ростовской и Тульской областях. Но в Липецкой и Воронежской областях, увы, пока что этого нет. Кстати, нет ничего похожего на организованную притрассовую торговлю и в Московской области, но здесь это хотя бы можно частично объяснить самим характером региона, условиями пролегания трассы и большим количеством сооружений на самой трассе (от кафе до заправок).
Надеемся, что ситуация исправится – ведь по прогнозам экспертов, автотуризм в России имеет долгосрочную тенденцию к ежегодному росту количества поездок. Напомним, что по прогнозам АТОР, к 2030 году 70% туристов будут путешествовать по России на автомобилях. И упускать сегодня возможности работать с автотуристами всеми возможными способами – значит потерять их часть в будущем, отдав другим регионам.