Главная Путешествия Государство решило упорядочить железнодорожный туризм

Государство решило упорядочить железнодорожный туризм

от admin

В России появится официальное понятие «туристского поезда». Законопроект о железнодорожном туризме принят в первом чтении Государственной думой. Эксперты и профильные туроператоры приветствуют появление новшеств в нормативной базе, но, как всегда, есть и нюансы.

Новый законопроект вносит изменения в «Устав железнодорожного транспорта РФ» и в ФЗ «Об основах туристской деятельности». Он, в частности, закрепляет следующие понятия:

  • «туристские железнодорожные перевозки» – перевозки пассажиров  и багажа в туристском поезде по туристскому железнодорожному маршруту
  • «железнодорожный туризм» – туризм с применением туристских поездов по туристскому  железнодорожному маршруту
  • «туристский поезд» – пассажирский поезд (или группа беспересадочных вагонов), перевозка в котором предусматривает  промежуточные остановки для временной высадки туристов
  • «туристский железнодорожный маршрут» – маршрут следования туристского поезда, предусматривающий продолжительные остановки для осмотра и посещения природных достопримечательностей, объектов историко-культурного наследия, уникальных промышленных  и инфраструктурных объектов.

По словам самих авторов законопроекта, имеющихся правовых норм для развития железнодорожного туризма недостаточно.

Читать также:
Вышел первый печатный каталог по национальным туристским маршрутам России

В частности, не хватает дифференцирования регулярной и туристической перевозки. Предполагается, что принятие документа создаст основу для дальнейшего формирования нормативной базы, позволит разработать и запустить новые маршруты железнодорожных круизов и тематических пригородных поездов.

«Это позволит сформировать в России еще одно направление туристкой деятельности, российским железным дорогам – стабильно развивать внутренние железнодорожные туристские перевозки, а туристам – получать качественные и разнообразные туристские услуги в железнодорожных поездах», – сказано в пояснительной записке к документу.

В целом эксперты и участники рынка согласились, что дополнительное регулирование пойдет отрасли на пользу.

КАКИХ НОРМ СЕЙЧАС НЕ ХВАТАЕТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТУРИЗМА

Железнодорожные круизы, объясняют авторы документа, «не преследуют цель доставить человека из пункта «А» в пункт «В».

Напротив, пункт отправления и назначения у туристических поездов, как правило, один и тот же. Кроме того, поезд обычно движется по маршруту с неизменным  количеством пассажиров.

Перед отправлением в железнодорожный круиз пассажиры заключают договор на оказание туристических услуг, включающих в себя не только перевозку, но также размещение и наземное обслуживание: проведение экскурсий, развлекательных мероприятий, питание, перевозку пассажиров на экскурсионных автобусах.

В законопроекте предусмотрено, что в туристическом поезде будет запрещена перевозка больных пассажиров, требующих изоляции, патогенов и человеческих останков (так в документе). А для перевозки пассажиров с инвалидностью, напротив, им потребуется больше специализированных купе, чем в вагонах поездов дальнего следования и пригородного сообщения.

Обязанности проводников в туристических поездах – шире. И могут включать продажу дополнительных экскурсий. Не исключено также, что «в редких случаях» туристические поезда смогут ехать там, где движение пассажирских поездов графиком не предусмотрено

Сергей Сигачев предложил дополнительно продумать набор обязательных опций, доступных на станциях для отстоя туристических поездов. И привел в пример практику времен СССР, когда состав, приходя на ночь на такую станцию, подключался к внешнему электроснабжению, имел дополнительные туалеты, доступ к чистой питьевой воде и к точкам продаж продуктов питания.

Также принятие законопроекта позволит отменить госрегулирование стоимости проезда в туристических поездах (сейчас оно действует на проезд в плацкартных вагонах). Однако именно этот пункт у специалистов отрасли вызывает большие вопросы.

Законопроектом также предполагается запретить продажу билетов в туристические поезда на промежуточных остановках.

Авторы законопроекта рассчитывают, что его принятие позволит перевозчикам закупить новый адаптированный подвижной состав (семейный вагон с детской зоной, вагон с лаунж-зоной),

ПРИНЯТИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПЕРЕВОЗЧИКАМ ПОЛУЧАТ СУБСИДИИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КРУИЗЫ.

«Это абсолютно правильный документ в смысле внесения в законодательство «туристических» понятий. Сам посыл абсолютно верный», – говорит генеральный директор железнодорожного туроператора «Ретро-Туризм» Александр Львов.

Но эксперт также замечает, что многие из заявленных новшеств не требуют принятия именно федерального закона, а могут быть урегулированы, в том числе, и внутренними актами Минтранса или РЖД.

В частности, и сейчас нет никаких препятствий для того, чтобы перевозчики могли обновить подвижной состав и включить в него вагоны новых типов.

Хотя сам федеральный закон (в случае, если законопроект им станет) такой возможности не даст, но может стать почвой для дальнейшего нормотворчества, направленного на достижение этой цели. И, скорее всего, станет.

Другие опрошенные эксперты не исключают, что возможность претендовать на госсубсидии в будущем поможет если не снизить стоимость железнодорожных круизов, то, по меньшей мере, замедлить рост тарифов. Впрочем, эту позицию разделяют не все специалисты.

Екатерина Тропова

Статьи по теме