Популярный маркетплейс Авито, получивший известность как платформа для продажи подержанных вещей, открывает сервис бронирования отелей – «Авито Путешествия». И продавцам, и покупателям обещают крайне привлекательные условия сотрудничества. Какие «путешествия» сейчас можно купить на Авито и нужен ли рынку еще один агрегатор?
Раздел «Путешествия», согласно озвученной компанией информации, появился на Авито 8 апреля 2024 года. Предполагается, что, основанный на базе платформы для аренды недвижимости, сервис позволит туристам выбирать среди самых разных категорий объектов размещения: от комнат и домов до номеров в гостиницах. Причем обеим сторонам: как поставщикам услуг, так и потребителям, – обещают скидки, кэшбек и прочие условия для максимально выгодного взаимодействия.
СЕЙЧАС ЗАБРОНИРОВАТЬ НА АВИТО ОТЕЛЬ НЕЛЬЗЯ
Эксперты в области технологий для путешествий называют новшество «долгожданным» и предрекают сервису большое будущее, аргументируя тем, что у маркетплейса уже есть обширная аудитория, много наработок в техническом и маркетинговом плане, а также четкое понимание поведения пользователей. Действительность несколько более прозаична – фильтра «отель» в указанном разделе еще нет: на Авито по-прежнему можно выбрать квартиру в краткосрочную аренду, но не более. То же в мобильном приложении.
Пока что выбрать отель в фильтрах Авито Путешествий не получается. Скриншот, сервис Авито Путешествия
Судя по многочисленным публикациям в СМИ, ситуация должна радикально изменится не позднее осени 2024 года: на платформе обещают представить широкий ассортимент объектов размещения.
КАКИЕ УСЛУГИ ДЛЯ ТУРИСТОВ СЕЙЧАС ПРОДАЮТ НА АВИТО
Зато предложения для туристов на маркетплейсе можно найти в разделе «услуги». Причем весьма и весьма разнообразные: и туры, и проживание в отелях, и ретриты, и экскурсии, и даже авиабилеты. Кстати, про последний тип объявлений мы рекомендуем почитать в заметке, где подробно описывается, с какими рисками они сопряжены:
Есть среди объявлений и вполне понятные: афиши мероприятий, предложения от экскурсионных компаний или реклама услуг классических турагентов. Но есть и своеобразные.
Пример тура, который продают на Авито. Скриншот, Авито
Например, так называемые «авторские туры» от продавца, в многолетней истории взаимодействия с Авито у которого значатся девять фактов продажи фототехники и ни одного тура. И это довольно типичный случай: на странице одновременно предлагаются детская одежда, две кастрюли и семидневный экскурсионный тур.
Среди поражающих воображение предложений на страницах Авито встречаются даже «горящие туры в Турцию бесплатно» и «лютейший тур по Дагестану».
Горящие туры в турцию бесплатно. Скриншот, Авито
ВЫЖИВУТ СИЛЬНЕЙШИЕ: КОНКУРЕНЦИЯ СТИМУЛИРУЕТ ПОСТАВЩИКОВ УСЛУГ РАБОТАТЬ ЛУЧШЕ
По оценкам эксперта, новый сервис захватит определенную долю отельного рынка, но вряд ли она будет большой. То же ранее предрекали и «туристическому маркетплейсу» от Wildberries.
В Ассоциации агрегаторов отмечают, что появление новых игроков на рынке онлайн-бронирований подтверждает тренд на цифровизацию туризма и говорит о наличии повышенного спроса именно на «цифровой продукт». Здоровая конкуренция, в свою очередь, приводит к его постоянному улучшению. От чего, в конечном счете, выигрывает именно потребитель. Сильной стороной таких сервисов называют и круглосуточную клиентскую поддержку.
К АГРЕГАТОРАМ СОХРАНЯЕТСЯ ЦЕЛЫЙ РЯД ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ
Однако как мы писали ранее, к цифровым сервисам для туристов есть ряд вопросов правового характера. Начиная с неопределенного статуса таковых, поскольку когда создавался отраслевой закон, не было самого понятия «агрегатор».
Сейчас, напоминает руководитель АТАГ Юлия Скоромолова, на выполнение целого ряда обязательств перед потребителем (корректного информирования, осуществления бронирований, оплат и возвратов денежных средств) туристических агрегаторов ориентирует, в частности, закон «О защите прав потребителей».
«Существующее сегодня правовое поле защищает клиентов сервисов от мошеннических схем и действий. И все новые игроки рынка должны работать в рамках законодательства для обеспечения безопасности пользователей», – говорит руководитель АТАГ.
Но не все участники рынка согласны, что закона «О правах потребителей» достаточно, когда речь заходит о туристических услугах. По меньшей мере, подобное позиционирование приводит к заметному неравенству правового положения классических туроператоров и агрегаторов.
«Если вы хотите что-то делать, то забираете себе и обязательства, которые у вас возникают», – ранее прокомментировал ситуацию директор туроператора FUN&SUN Владимир Рубцов, подчеркнув, что туроператоры несут ответственность за своих туристов на всем протяжении путешествия, а маркетплейсы отвечают только за факт передачи денег и информирование.
Эксперты, опрошенные «Вестником АТОР», не исключили, что в достаточно скором времени рынок ждут изменения, регулирующие деятельность агрегаторов на законодательном уровне.
Екатерина Тропова