Тема обеспечения Wi-Fi в самолетах российских авиакомпаний не сходит со страниц СМИ уже несколько недель: обсуждаются разные возможности обеспечения сервиса в полете. И даже внедрение этой услуги принудительно с зачетом стоимости в цене авиабилета. Разбирались, нужен ли туристам интернет на борту и готовы ли они за него платить.
Согласно опросу, проведенному в телеграмм-канале АТОР, большинство наших подписчиков – 66% – хотели бы пользоваться Wi-Fi в полете. Соответственно, еще 34% в этой услуге не нуждаются
Сторонники начинания утверждают, что, во-первых, наличие интернета на борту, особенно на дальнемагистральных рейсах, помогает проще переносить полет. Во-вторых, особенно занятые подписчики были бы рады не отрываться от рабочего процесса.
Оппоненты же говорят, что отсутствие связи с миром во время полета, напротив, благотворно влияет на психику, помогает отдохнуть от дел насущных и расслабиться.
ПЛАТИТЬ ЗА WI-FI НА БОРТУ ГОТОВЫ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ ИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ
Однако несмотря на теоретическое желание пользоваться интернетом в полете платить за эту услугу готовы далеко не все желающие оставаться на связи. Например, переплачивать за билеты, чтобы на борту был Wi-Fi, исходя из реакции на соответствующую инициативу, готова примерно треть наших подписчиков.
То есть можно предположить, что российские пассажиры делятся примерно на три равных доли: первым Wi-Fi не нужен и платить они за него не будут, вторым – нужен, но желательно бесплатно, третьи готовы раскошелиться, лишь бы оставаться на связи.
«АЭРОФЛОТ» ХОЧЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ ИНТЕРНЕТ НА БОРТУ К 2028 ГОДУ, НО МИНТРАНС НЕ ЗНАЕТ, КАК
Исходя из риторики российских властей и авиакомпаний, какого-то однозначного вектора развития для этого направления сейчас тоже нет. С одной стороны, всем бы хотелось, чтобы связь в самолетах была, с другой стороны, это сложно и дорого – обеспечением интернета на борту занимаются зарубежные компании, у России собственного опыта в этом вопросе нет.
По крайней мере, так объяснили в Минтрансе. А сам диалог начал депутат Госдумы Ярослав Нилов.
Он также отметил, что нельзя просто взять и установить на борту оборудование для обеспечения Wi-Fi. Помимо самих технологий, нужна их сертификация и объемный пакет документации, что тоже стоит денег.
Хотя авиационная отрасль не оставляет надежд. По словам генерального директора «Аэрофлота» Сергея Александровского, Wi-Fi в самолетах его авиакомпании может появиться 2027-2028 годах. Выводы его сделаны исходя из планов Министерства цифрового развития.
Бизнесмен также выразил предпочтение сделать услугу бесплатной для пассажиров.
КТО ЗАПЛАТИТ ЗА ИНТЕРНЕТ НА БОРТУ САМОЛЕТА
Но эксперты авиаотрасли отмечают, что формально это невозможно: учитывая объем затрат на организацию данного начинания, кому-то все равно придется за него заплатить: либо авиакомпании, либо государству, либо провайдерам, либо пассажирам. А поскольку формально ни у одной из структур каких-то сугубо «своих» денег нет, то прямо или косвенно заплатят все равно пользователи услуги и налогоплательщики. Вопрос только в том, кто, сколько и за что именно: за сам факт наличия интернета, за использованный трафик или по иной схеме.
В противном случае деньги из пассажиров выбить не удастся, опасаются профильные специалисты.
По его подсчетам, стоимость интернета на борту может составить порядка 5% в цене авиабилета.
У РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ СО СБОЯМИ РАБОТАЕТ ДАЖЕ ТО ОБОРУДОВАНИЕ, КОТОРОЕ УЖЕ ЕСТЬ НА БОРТУ
В целом же опыт использования интернета на борту у российских авиакомпаний до 2022 года был, но международные санкции сделали эту практику невозможной. На данный момент на некоторых рейсах российских перевозчиков доступны бортовые системы развлечений и подключение по Wi-Fi к ним, без выхода в интернет.
Однако далеко не во всех случаях заявленные услуги реально работают во время полета. Так, читатели «Вестника АТОР» рассказали, что на одном из международных дальнемагистральных рейсов того же «Аэрофлота», который выполнялся на самолете Airbus A-330, даже уже установленная и якобы действующая IFE (inflight entertainment) не работала большую часть времени и неодкратно перезагружалась с разными результатами.
А на борту Boeing-777 авиакомпании Red Wings на встроенных экранах частично и в плохом качестве выводятся только ролики Emirates (борт некогда был приобретен у этого перевозчика).
В совокупности подобный опыт пассажиров порождает вопросы и относительно качества услуги, которую клиенты авиакомпаний получат за свои деньги. Пока российские перевозчики явно не в совершенстве освоили передовые технологии обеспечения досуга на борту – это следует из практики.
В любом случае, до конца 2024 года Минтрансу и Минпромторгу предстоит что-то на этот счет решить. Будем с интересом следить за развитием событий.
Екатерина Тропова