Генеральный директор туроператора «Мультитур» Юлия Высоканова создала личный деловой блог, в котором экспертно рассуждает на темы, интересные как для профессионалов турбизнеса и отраслевых СМИ, так и для обычных туристов. Поговорили с Юлией о том, зачем главе туроператора свой блог и какие темы больше всего «заходят» читателям.
– Юлия, как возникла идея блога? Личный блог главы туроператорской компании – не такое уж частое явление в туризме. Скорее мы видим корпоративные блоги…
– Идея возникла еще лет пять назад, просто действительно не хватало времени: в туризме шел кризис за кризисом. Начала только в этом году.
Во-первых, накопился большой опыт, которым хочется поделиться. Я имею в виду и опыт компании, побывавшей в самых разных рыночных ситуациях, успешно пережившей не один кризис и сейчас находящейся в фазе роста. И личный опыт руководителя, который обычно остается в некоторой «тени».
Во-вторых, до недавнего времени туризм для многих наших граждан был не совсем «персонализированной» сферой бизнеса. Компании были как бы «обезличены», бренд был важнее персоналий. Сейчас ситуация стала меняться: руководители туркомпаний, в том числе и в сфере внутреннего туризма, все чаще дают интервью, комментарии, «светятся» на страницах профессиональной прессы, например на сайте АТОР и в федеральных СМИ.
В-третьих, мне хотелось бы более живого, личностного контакта с нашими партнерами-турагентами и с туристами. Знать человека, с которым ты работаешь, у кого покупаешь, «в лицо», знать его мысли, ход рассуждений, формировать к нему какое-то свое эмоциональное отношение – очень важно в туризме.
Поэтому мой личный блог – это всегда еще и опосредованный разговор с агентами и туристами, более близкое знакомство. Для кого-то мы из наших партнеров станем благодаря личному блогу руководителя более понятны или близки. А кто-то, кто еще с нами не работал, возможно, прочитав статьи в моем блоге, заинтересуются не только мной, но и компанией в целом. Захотят посмотреть, что такое «Мультитур» и чем он занимается.
– О чем пишете в своем блоге? Какие темы вызывают наибольший отклик?
– Самые разные. Но сразу решила, что все мои посты будут касаться и бизнес-аналитики, и будут полезными обычным туристам. Вот несколько примеров.
Например, первый мой лонгрид был посвящен очень старому, как мне кажется, вопросу. Из года в год мы слышим, что «турфирмы умрут». То они должны уступить место прямым бронированиям отелей и авиабилетов через агрегаторы, то маркетплейсам, то вот теперь – «искусственному интеллекту». Но ладно бы прогнозы – хуже всего, что у многих людей сейчас совершенно неверное представление, что услугами туроператоров при бронировании по России «перестали пользоваться». Но нет, это совсем не так. С цифрами и аргументами в руках – почему турфирмы не умерли, разбираю эту тему.
Хорошо зашла и тема про раннее бронирование пляжного отдыха на Черном море. Знаю, в этом году многие туристы и агенты столкнулись с тем, что уже в марте в популярных отелях стали заканчиваться, например, семейные номера. А цены на лето в отелях весной были гораздо выше, чем, например, в январе.
Я попыталась доступно и с примерами рассказать, почему в этом году российские черноморские курорты туристы стали бронировать существенно раньше, чем было в прошлые годы. Почему раннее бронирование России совсем не похоже на те же акции по Турции, и в какие месяцы теперь лучше всего покупать туры и отели на лето на Черном море.
И, конечно, не смогла пройти мимо острой ситуативной темы – как сейчас реагируют туристы на различного рода катастрофические события (землетрясения, обстрелы, попытки мятежей, теракты, наводнения и пр.). Я как бизнесмен вижу все более нарастающую толерантность туристов к таким событиям, нечувствительность. У нас после теракта в «Крокус Сити» не было ни одной аннуляции туров в Москву. Попыталась разобраться во всем этом, сложив вместе бизнес-факты и психологию (я ведь психолог по второму образованию).
– О чем планируете писать дальше? Чем вдохновляетесь?
– Буду идти за читательским интересом и личным тоже. Круг тем широкий. Будут и советы туристам, лайхаки отдыха, разбор важных для турагентов тем, анализ ситуации с перевозкой, в отельном сегменте, разбор острых ситуативных тем, психологии потребительского поведения, развенчание некоторых мифов о туризме и многое другое.
Кстати, ведение блога вдохновляет и само по себе. Когда рождается статья – всегда идет расширение кругозора, саморазвитие: вникать приходится в множество самых разных смежных тем – от статистики и изучения того или иного региона, до истории и психологии.
– Ну и самое главное – где вас можно читать? Как выбирали площадку?
– Основной блог веду на сайте «Мультитура» в специальном разделе – вот он. Площадка с нужной мне аудиторией. Но также меня можно читать на snob.ru. Жду всех в гости и там, и там!
Беседовала: редакция «Вестника АТОР»