Нарастающая конкуренция между туроператорами и онлайн-платформами бронирования туристических услуг может принести пользу обеим сторонам и туристам, если первые будут готовы динамично меняться и делать ставку на экспертизу, а вторые окажутся в аналогичном правовом поле. Новые веяния в туриндустрии обсудили на MITT-2024.
ТУРОПЕРАТОРЫ И АГРЕГАТОРЫ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ В ОДНОМ ПРАВОВОМ ПОЛЕ
Одним из краеугольных камней дискуссии вокруг развития уый момент он размыт, поэтому и объем их ответственности перед туристом тоже вызывает много вопросов у специалистов рынка.
Поддержал коллегу и директор туроператора FUN&SUN Владимир Рубцов, отмечая, что туроператоры и агрегаторы должны находиться «на одном законодательном уровне».
«Это самое главное условие. Если вы хотите что-то делать, то забираете себе и обязательства, которые у вас возникают», – сказал он, подчеркивая, что туроператоры несут ответственность за своих туристов на всем протяжении путешествия и в случае непредвиденных обстоятельств способствуют возвращению на родину.
ТУРОПЕРАТОРЫ И АГРЕГАТОРЫ БУДУТ КОНКУРИРОВАТЬ ЗА МОЛОДЕЖЬ И ТУРЫ ВЫХОДНОГО ДНЯ
Основной сегмент аудитории, за которую будут конкурировать классические и современные поставщики туристических услуг – это молодые люди, которые только открывают для себя мир путешествий.
«Главный вопрос состоит в борьбе за молодого потребителя, который «родился с гаджетом в руках». И здесь конкуренция, конечно, будет жесточайшая. Турагентскому сообществу нужно доносить до этой молодой аудитории свою ценность», – сказал эксперт.
Заместитель генерального директора Anex Яна Муромова отметила, что острее проблема конкуренции с агрегаторами стоит сейчас для внутреннего рынка, где предложение пакетных турпродуктов пока еще в меньшей развито, чем в сегменте выездного туризма.
«Большинство наших клиентов, которые едут за рубеж, выбирают пакетные туры именно потому, что они привыкли весь груз ответственность за свой отдых кому-то передать», – говорит она.
И в определенной нише агрегаторы, по сути, уже одержали верх – это туры выходного дня, на которые приходится до 80% всех поездок по России, считает руководитель Слетать.ру.
«Кто из турагентов продает туры выходного дня? Единицы. И это не переломить, тут уже нет конкуренции, это их рынок это полностью, мы можем рассчитывать только на какую-то маленькую долю», – сказал г-н Данилович.
КОНКУРЕНЦИЯ ОПЕРАТОРОВ И АГРЕГАТОРОВ ДОЛЖНА СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ ОТРАСЛИ
Безусловными плюсами агрегаторов собравшиеся назвали их технологичность. В частности, решения, которые позволяют моментально подтверждать отели.
Но именно использование подобных технологий должно подталкивать туроператоров к развитию и внедрению технологичных решений в свои системы тоже.
«Если мы хотим конкурировать, развиваться, нам приходится смотреть и думать про наши технологии. Это мощный толчок, большой плюс для нас. Оставаться на месте и работать так, как мы работали 10 лет назад – это в никуда дорога», – подытожил г-н Рубцов.
Евгений Данилович, со своей стороны, напомнил, что зато ни один агрегатор пока не предлагает динамического пакетирования и комплексного турпродукта, за которым туристы и приходят к оператору.
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ОПЕРАТОРОВ И АГЕНТОВ – ДОНЕСТИ СВОЮ ЦЕННОСТЬ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ
«Пока сервисы по бронированию предлагают потребителю сложить ряд составляющих самостоятельно: подумать про страховку, выбрать авиабилет и отель. Мы формируем комплексный динамический пакет, клиент за этим и приходит в турагентство, чтобы за него подумали», – говорит эксперт.
С ним соглашается и Яна Муромова, которая отмечает, что для клиентов туроператора также важно, чтобы им был предоставлен комплекс услуг включая трансферы и четко регламентирован тайминг.
Поэтому главная задача, которая стоит перед агентами и операторами – это донести до рынка, в частности, до молодой аудитории, свою ценность.
Напомним, в конце февраля в России появилась Ассоциация туристических агрегаторов (АТАГ), куда вошли МТС Travel, Ostrovok, Tutu и «Яндекс Путешествия». Об этом и о том, как оценивают это событие эксперты рынка, мы писали в этой статье.
Екатерина Тропова