Дефицит провозных мощностей на международных рейсах у российских авиакомпаний сейчас составляет 25–30%. Такие выводы следуют из сравнения статистики Пограничной службы ФСБ по выезду за рубеж российских граждан и статистики пассажирских перевозок, которую публикуют авиакомпании. При этом пассажиропоток иностранных компаний, летающих в Россию, вырос примерно на четверть с 2019 года.
В 2024 году, несмотря на рост стоимости авиабилетов, российские туристы не демонстрируют стремления отказываться от полетов за рубеж. Цифры свидетельствуют, что основная проблема авиарынка состоит не в высоких ценах. Развитию отрасли мешает, прежде всего, дефицит провозных мощностей. Или, говоря простым языком – нехватка самолетов.
КАК МЫ СЧИТАЛИ ТУРИСТОВ И ПАССАЖИРОВ
Опираясь на статистику выездов за рубеж, которую публикует Пограничная служба ФСБ, можно сделать вывод, что на рейсах российских авиаперевозчиков «не помещаются» как минимум 27% желающих слетать из России за границу.
Тем не менее, эти погрешности нами были приняты как малозначимые. Они не мешают сравнению различных периодов. Тем более, что мы верифицировали использованную методологию с помощью сравнения полученных показателей и данных пассажиропотока аэропортов за прежние периоды, когда они еще исправно публиковались, и цифры сошлись.
В 2019 ГОДУ МОЩНОСТИ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ ПРЕВЫШАЛИ ПОТРЕБНОСТИ ПАССАЖИРОВ
За первые три квартала 2019 года за рубеж выехали 20,2 млн россиян. При этом российскими авиакомпаниями на международных линиях воспользовались 42,8 млн пассажиров. То есть, даже если бы все выехавшие решили летать только на бортах отечественных перевозчиков, профицит провозных мощностей все равно составлял порядка 6%, которым, очевидно, воспользовались иностранцы.
Табл. 1: Дефицит провозных мощностей российских авиакомпаний
|
2019 (январь – октябрь) |
2023 (январь – октябрь) |
2024 (январь – октябрь) |
Выезды российских граждан за рубеж авиационным транспортом (млн чел.) |
20,2 |
11 |
12,9 |
Пассажиропоток российских а/к (млн пассажиров)
|
42,8 |
16,7 |
20,3 |
Профицит/дефицит провозных мощностей |
+6% |
-31,8% |
-27% |
ДО ТРЕТИ РОССИЙСКИХ ТУРИСТОВ ЛЕТАЮТ НА БОРТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ АВИАКОМПАНИЙ
Из приведенных ниже данных логично предположить, что до трети всех российских пассажиров, которые выезжают за рубеж в 2024 году, пользуются услугами иностранных авиаперевозчиков.
Табл. 2. Объем перевозок зарубежных авиакомпаний
|
2019 (январь – октябрь) |
2023 (январь – октябрь) |
2024 (январь – октябрь) |
Выезды российских граждан за рубеж авиационным транспортом (млн чел.) |
20,2 |
11 |
12,9 |
Въезды иностранцев в Россию авиационным транспортом (млн чел.) |
7,9 |
4,7 |
5,5 |
Пассажиропоток российских а/к (млн чел.) |
42,8 |
16,7 |
20,3 |
Пассажиропоток зарубежных а/к (млн чел.) |
13,4 |
14,7 |
16,5 |
Совокупный пассажиропоток на МВЛ (млн чел.) |
56,2 |
31,4 |
36,8 |
Доля зарубежных авиакомпаний в общем пассажиропотоке на МВЛ |
23,8% |
46,8% |
44,8% |
Оценка: сколько % российских пассажиров, вылетающих за рубеж, летят на рейсах иностранных а/к |
нет данных для расчета |
36% |
30% |
Более того, роль зарубежных авиакомпаний на российском рынке значительно усилилась за последние пять лет. Если в 2019 году менее четверти всех пассажиров, которые прилетали в Россию (как наших соотечественников, так и иностранцев) пользовались услугами зарубежных перевозчиков, то в 2024 году эта доля составляет уже почти 45%. И она была еще выше в 2023 году, что косвенно свидетельствует о том, что хоть и не очень быстрыми темпами, но российские авиакомпании постепенно восстанавливают свои былые позиции в сегменте международных перевозок.
Совокупность жесткого дефицита флота, который российские перевозчики могут использовать на маршрутах за рубеж, и неугасающий интерес пассажиров к международным перелетам стимулируют увеличение присутствия иностранных перевозчиков и в абсолютных цифрах.
И если в 2019 году, исходя из имеющейся кресельной емкости, россияне могли бы, теоретически, не пользоваться услугами зарубежных авиакомпаний для выезда за рубеж, то к 2024 году до трети выезжающих за рубеж пассажиров вынуждено прибегают к их услугам. Просто потому что у российских «не хватает сил» (самолетов и кресел) отвезти всех желающих.
ДЕФИЦИТ ПРОВОЗНЫХ МОЩНОСТЕЙ БУДЕТ УСУГУБЛЯТЬСЯ
Судя по тому, что международный пассажиропоток растет темпами фактически в 2,5 раза превышающими ожидаемые, можно предположить, что нехватка кресельной емкости в дельнейшем будет только заметнее.
По прогнозам вице-президента АТОР, генерального директора Space Travel Артура Мурадяна, по итогам года международными рейсами также будет пользоваться треть российских туристов, то есть спада в этом сегменте эксперты не ожидают.
Если на международных рейсах выполнять полеты технически могут иностранные перевозчики и потенциал роста перевозок есть, то внутренний пассажиропоток в 2024 году фактически перестал расти из-за дефицита провозных мощностей: несмотря на цены, загрузка самолетов – предельная. Подробную аналитику на этот счет опубликуем на этой неделе.
Екатерина Тропова