В понимании обычного человека железнодорожные станции служат для того, чтобы на них приезжать или с них уезжать. Но вокзалы способны «поведать» туристам довольно многое об истории и современности тех мест, где они расположены. Историк транспорта, известный блогер Сергей Сигачев специально для «Вестника АТОР» выбрал ТОП-8 вокзалов, которые следует рассматривать как отдельную достопримечательность больших городов.
Для большинства пассажиров вокзалы – это всего лишь точка, где они садятся в поезд. Однако можно посмотреть на них как на архитектурные доминанты, которые олицетворяют «ворота в город». Они бывают разные – большие и маленькие, каменные и деревянные, в маленьких деревнях и громадных мегаполисах. У нас в России есть на что посмотреть: выбирать из многих сотен красивых вокзалов крупных городов около десятка было непросто!
ВЕЛИКОЛЕПИЕ МОДЕРНА. ВИТЕБСКИЙ ВОКЗАЛ, ПЕТЕРБУРГ
В Санкт-Петербурге пять вокзалов, но самый красивый из них – это Витебский вокзал, что на Загородном проспекте близ Обводного канала. Шедевр эпохи Серебряного века, построенный в 1904 году в стиле модерн по проекту С. А. Бржозовского. Стильное здание вокзала с башенкой; а внутри – настоящая симфония металла и камня!
Витебский вокзал в Петербурге. Фото: Сергей Сигачев
Ажурный дебаркадер со световыми окнами, узоры из кованого металла, металлические цветы на перроне. На входе – вестибюль с парадной лестницей и бюстом императора Николая I. Залы ожидания – в стиле модерн со старинными деревянными скамьями.
Интерьеры Витебского вокзала. Фото: Сергей Сигачев
Здесь сохранились царские лифты и даже электрическая фурнитура начала XX века. Словом, с этого вокзала можно не только уезжать, но и долго ходить по нему, любуясь деталями.
Перрон Витебского вокзала. Фото: Сергей Сигачев
НАЧАЛО ТРАНССИБА. ЯРОСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ, МОСКВА
В Москве девять вокзалов, но один из самых колоритных – это Ярославский, построенный по проекту архитектора Ф. Шехтеля. Он ровесник Витебского вокзала в Петербурге, но выполнен совсем в ином, «русском» стиле. Его «гребешки и геральдические курочки» даже попали в культовый роман «12 стульев» И. Ильфа и Е. Петрова.
Ярославский вокзал в Москве. Фото: Сергей Сигачев
Внутри – картины на тему русского Севера, лепнина и длинная колоннада к поездам. Этот вокзал – начало самой длинной на планете железнодорожной магистрали – Транссиба, и именно отсюда уходят поезда на Владивосток, к Тихому океану.
Картины на тему русского Севера в интерьерах Ярославского вокзала. Фото: Сергей Сигачев
Детали оформления Ярославского вокзала. Фото: Сергей Сигачев
БЕРИЯ, ЕЛЬЦИН И НИКОЛАЙ II. ЕКАТЕРИНБУРГ-ГЛАВНЫЙ
В Екатеринбурге целых два красивых вокзала рядом. Один – ровесник Горнозаводской Уральской железной дороги, ему скоро «стукнет» 150 лет. Второй, главный – помоложе, 1914 года, в стиле неоклассицизма.
Первый вокзал Екатеринбурга, которому скоро исполнится 150 лет. Фото: Сергей Сигачев
Внутри этого вокзала вас ждет большой сюрприз: поднимитесь по монументальной лестнице в зал ожидания на втором ярусе и вас встретят громадные потолочные фрески на тему истории Урала, начиная от освоения его русскими землепроходцами. Есть там и Ельцин, и Николай II, и горные инженеры Урала.
Здание действующего вокзала Екатеринбурга 1914 года постройки. Фото: Сергей Сигачев
Но самая интересная фреска посвящена 1950-м годам, и на ней находится единственное официальное изображение Лаврентия Берии, «отца атомного проекта СССР». На ней же – американский летчик Пауэрс падает на землю с крылом от своего самолета-шпиона. Кроме того, на фасаде вокзала изображена и граница Европы и Азии.
Потолочные фрески вокзала в Екатеринбурге. Фото: Сергей Сигачев
«ВОРОТА В РАЙ» – КУРОРТНЫЙ ДВОРЕЦ СОЧИ
Красив и величествен был в Советском Союзе жанр курортных вокзалов-дворцов. Они символизировали этакие «ворота в рай»: советский гражданин, который следует на отдых, должен был видеть воочию, что у него начинается настоящий отпуск! Его встречает красивейший белоснежный дворец в стиле послевоенного сталинского ампира.
Сочинский вокзал, выполненный в стиле послевоенного сталинского ампира. Фото: Сергей Сигачев
Внутри – уютные дворики для отдыха; везде лепнина, колонны и фонтаны.
Дворик внутри вокзала в Сочи. Фото: Сергей Сигачев
НА БЕРЕГУ ТИХОГО ОКЕАНА. ВЛАДИВОСТОК
Своеобразным «сводным братом» Ярославского вокзала в Москве является вокзал Владивостока на самом краю России, в бухте Золотой Рог. И хотя они внешне не очень похожи, но родственны по стилю и времени постройки – начало ХХ века. Здесь – конец Транссиба.
«Сводный брат» Ярославского вокзала в Москве — вокзал Владивостока. Фото: Сергей Сигачев
Внутри вокзала – красивейшие потолочные фрески, каменный фонтан, граф Муравьев-Амурский на фронтоне и другие свидетели той эпохи. Выход в город – на втором этаже, а поезда – на первом.
Потолочные фрески вокзала во Владивостоке. Фото: Сергей Сигачев
МОДЕРНИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ. САМАРА
Есть среди вокзалов и свидетели современности, построенные в модернистском стиле новых технологий и сверкающие цветным остеклением. Вокзал в Самаре 2012 года постройки как раз и символизирует этот стиль.
Вокзал в Самаре является самым высоким в России – его высота составляет 101 м со шпилем. Фото: Сергей Сигачев
Он построен больше в высоту, чем в длину, и является самым высоким в России – его высота составляет 101 м со шпилем. В нем много-много ярусов и смотровая площадка. Внутренняя часть тоже выполнена в ультрасовременном стиле.
Самарский вокзал внутри. Фото: Сергей Сигачев
ПОСЛЕДНЕЕ ПРИСТАНИЩЕ ИМПЕРАТОРА. ПСКОВ
Во Пскове – один из самых старинных вокзалов русских железных дорог, ему уже 165 лет.
Псковскому вокзалу уже исполнилось 165 лет. Фото: Сергей Сигачев
Здание выполнено в стиле строгого классицизма по проекту француза Пиреля, и у него есть любопытная история. Именно здесь в марте 1917 года закончилась Российская Империя и отрекся от престола последний император Николай II. Это произошло там, где сейчас находится привокзальная площадь и построена часовня. Тогда пути были с обеих сторон от здания вокзала, и примерно на месте часовни стоял вагон императора.
На месте этой часовни на привокзальной площади отрекся от престола последний император Николай II. Фото: Сергей Сигачев
ВЕЛИЧИЕ ПРЕДВОЕННОГО АР-ДЕКО. НОВОСИБИРСК
Завершим наш обзор самым большим и величественным вокзалом России. Он построен в Новосибирске в 1939 году в стиле ар-деко.
Построенный в стиле ар-деко вокзал в Новосибирске. Фото: Сергей Сигачев
Весь этот вокзал – олицетворение архитектурного величия, каким его видели люди эпохи прогресса. Огромные залы ожидания, мраморные лестницы, красивейшие плафоны и гигантские люстры.
И как апофеоз этого великолепия – центральный зал у полукруглой застекленной арки с зимним садом, роялем и пальмами. Там проводятся музыкальные вечера.
Здание вокзала в Новосибирске олицетворяет архитектурное величие. Фото: Сергей Сигачев
Скоро мы расскажем про удивительные и неизвестные небольшие вокзалы России!
Сергей Сигачев для «Вестника АТОР»