Наши глаза различают множество оттенков, поэтому художники при создании своих шедевров стараются расширить цветовую гамму по сравнению с базовой палитрой. При смешивании получаются новые тона и подтона, которые помогают более точно передать визуальные образы. Ознакомившись со статьёй, можно узнать, как получать десятки оттенков и гармонично сочетать краски.
Основные и дополнительные цвета
В живописи существуют три цвета, которые в чистом виде нельзя получить введением других колеров. Это – красный, синий, жёлтый – базовые цвета. В инструменте графических дизайнеров – цветовом круге – они занимают основную часть (середину). При их смешивании получаются дополнительные, или вторичные цвета, например:
- синий с красным = фиолетовый;
- красный с жёлтым = оранжевый;
- жёлтый с синим = зелёный.
Практически все оттенки можно сделать соединением основных тонов между собой в разных пропорциях. Затемнить или осветлить их удастся при добавлении одного из ахроматических колеров – белого, чёрного. При смешивании любого дополнительного цвета с базой получается третичный тон. Конкретный оттенок будет сильно зависеть от количества краски и её начальной яркости.
Как правильно смешивать цвета
Опытные художники отлично знают основные правила соединения колеров, поэтому готовые оттенки получаются строго такими, как задумано. Самая важная рекомендация касается типа и качества красок: они должны быть одинаковыми, желательно, одной марки, иначе реакция может быть непредсказуемой. Прочие правила таковы:
- при смешивании тонов с противоположных сторон круга интенсивность оттенка уменьшается;
- при соединении слишком большого количества красок может получиться тусклый или грязный оттенок;
- затемнение черным проводят очень осторожно, добавляя его в крошечных количествах – можно в считанные секунды испортить краску;
- для затемнения можно применять и дополнительные цвета, главное, чтобы они находились на противоположных сторонах круга;
- при соединении тонов обращают внимание, к какой группе они относятся: к тёплой или холодной;
- часто используют технику лессировки – наносят краски слоями, чтобы оттенок смешался на бумаге.
Число тонов, которые можно получить смешиванием, бесконечно. В таблице приведены примеры популярных схем объединения красок.
Базовый пигмент | Добавляемые цвета | Результат |
Синий | Черный, зелёный | Темно-бирюзовый |
Синий | Белый | Небесный |
Зелень | Черный, жёлтый | Хвоя |
Зелень | Жёлтый | Олива |
Жёлтый | Белый | Желтоватый |
Желтоватый | Коричневый | Золото |
Красный | Белый | Розовый |
Красный | Терракот | Каштан |
Белый | Чёрный | Серый |
Стоит более подробно рассмотреть способы получения оттенков, ведь при сочетании колеров получаются совершенно разные тона и полутона.
Черный
Относительно чёрного колера правило, что можно получить любой цвет смешиванием базовых, не работает. Речь идёт об истинном чёрном, который добывают из некоторых минералов – графита, антрацита, шунгитового сланца. Но при смешивании определённых тонов можно сделать разные оттенки чёрного, которые порой ещё лучше подходят для художественных работ и творчества, выглядят интересно и необычно.
Воссоздать максимально близкие к чёрному тона можно так:
- Фиолетовый + красный + желтоватый + голубой. Результатом станет довольно глубокий оттенок чёрного с едва заметным отсветом коричневого. Если краска напоминает тёмную охру, нужно уменьшить количество жёлтого, в остальных случаях краски берут в равных пропорциях.
- Зелёный + красный. Оба колера должны быть очень тёмными. При смешивании они образуют грязноватый чёрно-коричневый тон.
- Оранжевый + синий. Глубокий чёрный получается при добавлении капельки слабо пигментированного оранжевого в яркий, сочный синий.
- Жёлтый + фиолетовый. Готовый чёрный тоже будет довольно насыщенным, если на 40% желтоватого добавить 60% фиолетового в самом тёмном варианте. Если переусердствовать с желтизной, оттенок получится грязновато-серым.
- Бордовый + зелёный. Итогом станет получение насыщенного коричневого с оттенком чёрного.
- Пурпурный + жёлтый + голубой. Сочность, яркость готового тона точно понравится художнику, важно лишь не ввести слишком много желтизны. Голубой пигмент придаёт черному некую холодность.
- Синий + оранжевый. Готовый тон часто называют «Ночным небом». Он больше напоминает очень тёмный фиолетовый, как будто темнеющий небосвод. Важное условие – синий должен быть насыщенным, например, «Берлинская лазурь».
- Оранжевый + фиолетовый. Цвет станет тёмно-коричневым с примесью болотного или сероватого, но для творческих экспериментов он вполне подходит.
Какие цвета красок надо смешать, чтобы получить зелёный
Классический колер — это соединение жёлтого, синего. Но гамма тонов зелёного очень велика – не менее 370 самых часто используемых. Для их изготовления применяют засветляющие и затемняющие краски, добавляют другие дополнительные тона. Интенсивность и привлекательность результата зависит от качества и количества объединяемых красок. Чем больше их применено сразу, тем тускнее будет цвет.
Самые интересные дуэты и трио таковы:
- Синий + желтоватый = травянистый зелёный. Яркость готовой краски будет средней при соединении в пропорции 1:1. Осветлить её можно добавлением 1,5 частей жёлтого.
- Синий + желтоватый + белый = светло-зелёный, или салатный. Третичные оттенки зелёного получаются при введении белил. Чем их больше, чем светлее станет тон. В указанном варианте смешивания колеров итогом становится тёплый цвет. Если хочется сделать его холодным, ближе к мятному или нефритовому, вводят чуть больше синего.
- Синий + жёлтый + чёрный = болотный (тёмно-зелёный). Колер можно сделать очень глубоким, ближе к чёрному, либо оставить в варианте болотного, хаки – все зависит от количества тёмного пигмента.
- Жёлтый + синий + коричневый = серо-зелёный. Существует большое количество сложных оливковых оттенков, которые получаются при сочетании стандартного зелёного или его составляющих с коричневым. Жёлтый, синий поровну и примерно 0,5 части коричневого дают возможность получить пыльные, пудровые тона.
Фиолетовый
Лёгкий вариант – взять одинаковые доли красного, синего, перемешать, и фиолетовый готов. Есть важное правило: присутствие желтоватых подтонов приводит к примеси серого в фиолетовом, что надо учесть при смешивании пигментов. Способы соединения цветов таковы:
- Красный + синий = фиолетовый (база). Лучше взять яркий красный и довольно тёмный индиго. Надо помнить, что тёмные синие тона «съедают» красноту.
- Базовый фиолетовый + белый = сирень, лаванда. Аналогичные тона вплоть до пастельной гаммы создаются из розового и голубого в определённых долях.
- Базовый фиолетовый + черный = тёмно-фиолетовый. Для базового цвета очень важно брать чистые тона без примесей. Чёрный льют по капле. Итоговый тон будет тёмным, прохладным.
- Красный + жёлтый + синий = пурпурный. Желтоватый тон даст небольшую примесь серо-коричневого, приблизив колер к пурпурному.
- Базовый фиолетовый + красный. Результат — красно-фиолетовый. Оттенок будет напоминать баклажанный с отсветом красного.
Серый
Данный подтон может быть тёплым и холодным. Причина – использование разных колеров для его получения. Он считается нейтральным и очень часто применяется в живописи. Вот популярные варианты производства серого:
- Жёлтый + фиолетовый + белый = бежево-серый. Тёплый нейтральный колер идеален для рисования тени в солнечный денёк. Вначале соединяют фиолетовый и белый, а потом по капельке вводят третий тон.
- Белый + черный = светло-серый. Это – простой вариант получения серого. Берут 2 части белой краски и соединяют с 1 частью чёрной, а потом разбавляют до нужной тональности.
- Красный + зелёный + белый = серо-желтоватый. Пропорции смешивания – 1:1:2. Готовый вторичный тон будет тёплым, желтоватым.
- Оранжевый + синий + белый = серо-голубой. Для создания прохладного колера применяют пропорции колеров 1:1:2.
Розовый
Розовый считается вторичным подтоном красного, и большинство его нежных, пастельных разновидностей получают именно из этого цвета:
- Фиолетовый + кроваво-красный = фуксия. Смешивая разное количество указанных колеров, можно изготовить множество тёплых фуксийно-маджентовых оттенков.
- Кирпично-красный + белый = персиковый. Пигмент получится более жизнерадостным, сливочным, путём введения белого его можно сделать светлее.
- Алый + белый + жёлтый = оранжево-розовый. Яркий, сочный подтон, который отлично подходит для окрашивания стен или летних рисунков в живописи.
- Алый + белый = розовый. В комбинации дают чистый розовый цвет ближе к нежной фуксии.
- Коричнево-красный + белый = персиково-розовый. В этом оттенке больше розового, но у него есть явный персиковый отсвет.
Оранжевый
Собственно вторичный оранжевый колер создают путём комбинирования красного с жёлтым. Дополнительными оттенками считаются рыжий, терракотовый, темно-персиковый, коралловый и многие другие. Варианты смешивания колеров:
- Оранжевый + фиолетовый = терракотовый, либо красный + жёлтый + фиолетовый. Относится к тёплым, насыщенным тонах оранжевого. Получается при добавлении капельки фиолетового, является сложным и очень красивым. Для разбавления можно ввести немного белил.
- Красный + коричневый = рыжий. Чтобы оттенок получился рыжим, густым, надо ввести в обычный красный немного коричневого. Отрегулировать степень рыжести можно с помощью желтоватой краски.
- Розовый + жёлтый = светло-оранжевый. Готовый тон отличается мягкостью и относится к категории пастельных.
- Красный + жёлтый + чёрный = тёмно-оранжевый. Стандартный приём – затемнение тона с помощью малого количества черной краски.
Коричневый
Коричневый – сложный колер, в котором при раскладывании можно найти присутствие всех основных цветов. У него есть огромное множество подтонов, и основные из них делают так:
Что получится | Смешиваемые цвета | ||
1 | 2 | 3 | |
Базовый коричневый | Зелень | Красный | — |
Ярко-коричневый | Оранж | Синий | — |
Серовато-коричневый | Оранж | Серый | — |
Желтовато-коричневый | Фиолетовый | Жёлтый | — |
Красно-коричневый | Жёлтый | Синий | Красный |
Шоколадный | Индиго | Светлый коричневый | — |
Рыже-коричневый | Фиолетовый | Оранж | Зелень |
Красный
Такой колер всегда присутствует в наборах гуаши, красок, карандашей и пастели, ведь он относится к базовым. Сделать его в чистом виде смешиванием не удастся. В печати и вовсе применяется оттенок маджента (с фиолетовым отсветом) или карминовый (с подтоном фуксии). На их основе можно соорудить такие новые тона:
- из мадженты, жёлтого – базовый красный с лёгкими нотками сероватого, а при увеличении количества мадженты – бордовый;
- из карминового и жёлтого – красный насыщенный, с отблеском пурпурного;
- из стандартного красного при введении капельки желтоватого и фиолетового можно сделать алый тон;
- добавление розового к красному даёт возможность получить лососёвый, мягкий красно-розовый подтон.
Бежевый
Нежные бежевые оттенки весьма популярны в творчестве и дизайне интерьеров. Их основные разновидности имеют нежный, сливочный и чуть сероватый отсвет. Сделать путём комбинирования красок можно такие тона:
- Слоновая кость (айвори) – из охры, в которую добавлены белила (1 часть против 2 частей). Если надо «затеплить» тон, капают красным, «охладить» — зелёным.
- Базовый беж. Создать его просто – надо разбавить коричневый белилами.
- Телесный. Получится из трио алого, жёлтого, голубого с разбавлением белилами.
- Золотистый беж. В варианте для айвори надо заменить обычную охру на золотую.
Синий
Сделать базовый цвет, который является первичным, не удастся, зато поэкспериментировать с оттенками вполне возможно:
Что получится | Смешиваемые цвета | ||
1 | 2 | 3 | |
Тёмно-синий | Небесный | Фиолетовый | — |
Сине-зелёный | Синий | Зелень | Жёлтый |
Серо-голубой | Желтоватый | Зелень | Серый |
Светлый синий | Небесный | Фиолетовый | Белый |
Ночной синий | Синий (база) | Чёрный | — |
Желтый
Чтобы изменить базовый цвет, достаточно соединить его с 2-5% других пигментов. Это поможет получить новые подтона с самым невероятным визуальным эффектом:
- Лимонный. К жёлтой базе добавляют каплю зелени, а также белил. Чем больше зелёной краски, тем кислотнее выглядит колер.
- Темно-жёлтый. Его делают на основе уже имеющегося оранжевого, вводя понемногу зелёную краску.
- Солнечный. Чуть-чуть красного, базовый жёлтый с разведением белилами, и краска будет отлично подходить для изображения небесного светила.
Самостоятельное изготовление необычных колеров и подтонов – очень увлекательное занятие. Оно будет интересным для детей и взрослых и поможет открыть новые горизонты в творчестве.