Главная Путешествия Основным драйвером роста пассажиропотока в регионах является туризм

Основным драйвером роста пассажиропотока в регионах является туризм

от admin

Доля межрегиональных авиарейсов, которые летят минуя Москву, составила более 50% в 1 квартале 2024 года. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, это связано, в том числе, с реконструкцией аэропоротов, поэтому в них следует вложить еще 250 млрд рублей. Разбирались, что еще, кроме ремонтов ВПП является драйвером роста авиаперевозок и как влияет на этот процесс туризм.

В прошлом году их было 50%, а в 2019 году, до всех кризисов, – 39%. По словам премьер-министра, рост объемов авиаперевозок в обход Москвы связан с модернизацией аэродромов в регионах и пообещал, что за шесть лет будут обновлены еще 75 аэропортов: на эти цели выделяется 250 млрд рублей.

«России нужна сильная и современная авиация с разветвленной наземной инфраструктурой. Поэтому не только занимались возрождением отечественного авиастроения, но и активно вели модернизацию аэродромов в регионах», – цитирует г-на Мишустина «Интерфакс».

Впрочем, авиационные эксперты годом ранее говорили, что в основном на такую ситуацию повлияло резкое сокращение количества международных рейсов – то есть изменилась пропорция летающих по стране и за рубеж самолетов (и, соответственно, пассажиров).

Читать также:
Курортный сбор может быть модернизирован с 2025 года

ВЛИЯЕТ ЛИ НА ТУРИЗМ РОСТ ОБЪЕМА МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ АВИАМАРШРУТОВ

Немного о терминах – это важно. Наиболее корректно в качестве показателя эффективности работы авиационного транспорта рассматривать пассажиропоток – количество пассажиров, перевезенных авиакомпаниям и/или обслуженных в аэропортах. Тут важно иметь в виду, что 1 пассажир авиакомпании – это 2 пассажира аэропортов. В аэропортовой статистике учитываются также и пассажиры иностранных авиакомпаний. В принципе, пассажиропоток аэропортов даже лучше отражает, кто куда и как на самом деле летает.

Реже в СМИ и открытых источниках используется определение «пассажирооборот» – это тоже важный, но менее понятный показатель. Это не синоним «пассажиропотока», а количество пассажиров, умноженное на количество километров, которые они пролетели. Для авиакомпания показатель значимый, но в туризме мало и редко о чем-то свидетельствует.

«Количество рейсов» – это тоже интересный с технической точки зрения аспект деятельности перевозчиков, но он может никак не коррелировать с интересующим нас в первую очередь пассажиропотоком. Ведь один рейс на А380 – это, грубо говоря, 5,5 рейсов на SSJ-100 по количеству перевезенных туристов.

Важно понимать, что премьер-министр в своей оценке авиатрафика в облет Москвы считает не путешественников, а именно рейсы.

ПАССАЖИРОТОК РОССИЙСКИХ АЭРОПОРТОВ ЗА 5 ЛЕТ СНИЗИЛСЯ НА 7%

Для того же, чтобы оценить, как на самом деле летали туристы в регионах, смотреть нужно не на самолетовылеты, а на пассажиропоток. И именно в аэропортах.

Но нужно учитывать, что через аэропорты летали также иностранцы. В 2023 году авиационным транспортом в Россию прибыло 6,25 млн иностранных граждан. В 2019 их было без малого 10 млн. Ради справедливого сравнения, мы их исключим, памятуя, безусловно, о том, что 1 иностранный турист – 2 пассажира российских аэропортов (влетел и вылетел). Таким образом, в 2023 году отечественными аэропортами пользовались примерно 181,5 млн россиян, а в 2023 году – 189 млн россиян. То есть несмотря на заявленный рост количества рейсов, аэропортам все равно «не хватает» 4,2% внутренних пассажиров. Это те, кто летали раньше зарубежными перевозчиками, и отчасти как раз те, кто «спрямил» себе дорогу и больше не совершает пересадок.

Но речи о том, что россияне стали летать принципиально больше, чем в докризисные времена, пока не идет. Рост внутреннего пассажиропотока, безусловно, есть. Но точечный.

ПОЧТИ ПОЛОВИНУ ПАССАЖИРОВ ПО-ПРЕЖНЕМУ ОБСЛУЖИВАЮТ МОСКВА И ПЕТЕРБУРГ

Теперь посмотрим, какие изменения в структуре пассажиропотока российских аэропортов произошли за эти пять лет.

Во-первых, есть новшества в пятерке лидеров – Пулково (Санкт-Петербург) занял второе место общероссийского рейтинга аэропортов по пассажиропотоку, хотя до «ковида» всегда был на 4 – после трех московских. При этом сам ТОП-5 не изменился: это Шереметьево, Домодедово, Внуково, Пулково и Сочи.

В 2023 году на долю московского авиаузла приходилось 36,6% пассажиров (71 млн) от общего количества, тогда как в 2019 году таковых было 48,3% – то есть 101,1 млн. Но, как мы помним, это не только потому, что стали облетать Москву: в большую игру вступил Пулково. Если посчитать и Москву, и Пулково, который к «региональным» аэропортам можно отнести только технически, но никак не сущностно, то увидим, что через 4 аэропорта двух столиц в 2023 году летали 91,4 млн пассажиров – то есть 47%, а в 2019 – 121,3 млн пассажиров – то есть почти 58% пассажиров.

Перераспределение действительно заметное, но не стоит забывать и про тех иностранцев, которые в 2023 году просто «не долетели» до России. Столичные авиаузлы изрядно «похудели» в трафике и за их счет тоже. Кроме того, до 30% пассажиров из регионов в принципе утратили необходимость лететь в столицу, поскольку в московских аэропортах больше нельзя совершить пересадку на рейс в Европу, что было когда-то их основной целью.

Ну и наконец, из ТОП-15 «выпали» закрытые в 2022 году аэропорты Юга России, и об этом – ниже.

80% ПАССАЖИРОВ В РОССИИ ЛЕТАЮТ ЧЕРЕЗ 15 АЭРОПОРТОВ

Сначала попробуем выяснить, куда же, если не в Москву и Петербург, «разлетелись» пассажиры.

Всего в России более 85 аэропортов приспособлены для приема регулярных гражданских рейсов. Но 80% пассажиров в России летали и летают через крупнейшие 15 аэропортов: этот показатель не изменился за последние 5 лет. Вот они:

Аэропорт

2023 год (млн чел)

2019 год (млн чел)

Рост/падение

Место в рейтинге +/-

Шереметьево

36,6

49,44

-26,00%

 

Санкт-Петербург (Пулково)

20,4

19,58

+4,40%

+2

Домодедово

19,9

28,25

-29,40%

-1

Внуково

14,5

24

-40,00%

-1

Сочи

13,9

6,76

+107,50%

 

Новосибирск (Толмачёво) 

9,09

6,75

+33,50%

 

Екатеринбург (Кольцово)

7,38

6,23

+18,50%

 

Казань

5,17

3,47

+48,70%

+3

Уфа

4,79

3,56

+35,20%

+1

Минеральные Воды

4,79

2,53

+89,60%

+5

Калининград (Храброво)

4,3

2,37

+81,40%

+7

Иркутск

3,79

2,43

+56,00%

+5

Красноярск (Емельяново)

3,77

2,48

+52,00%

+3

Самара (Курумоч)

3,54

3

+54,00%

 

Махачкала (Уйташ)

2,8

1,5

+86,70%

+10

 

В 2019 году в числе 15 наиболее популярных аэропортов были и те, что в 2023 году закрыты: это Ростов-на-Дону (Платов, 3 млн чел), Краснодар (Пашковский, 4,6 млн чел), Симферополь (5,14 млн чел). В основном, конечно, их пассажиры летают теперь через Сочи, что во многом сейчас и дает такой значительный рост трафика южному хабу. Другая их часть, вероятно, может пользоваться аэропортом Минеральных Вод, чей пассажиропоток также демонстрирует взрывную динамику.

Также из списка лидеров выбыл аэропорт Владивостока Кневичи. Он потерял иностранных пассажиров из Южной Кореи, Китая, Японии и стран Юго-Восточной Азии, которые в 2019 году составляли почти половину (47%) его пассажиропотока (всего 3 млн пассажиров). Остались только 2,4 млн пассажиров, из которых 92% летают по внутренним направлениям.

ПРИВОДИТ ЛИ МОДЕРНИЗАЦИЯ АЭРОДРОМОВ К РОСТУ ПАССАЖИРОПОТОКА

Для этого проверим несколько гипотез. Гипотеза первая, озвученная премьер-министром: пассажиропоток растет, потому что проводится модернизация аэропортов.

По словам премьера, за прошлый год были реконструированы и введены в эксплуатацию взлетно-посадочные полосы в девяти городах, в том числе в Певеке, Якутске, Благовещенске, Архангельске, Магнитогорске. 

Возьмем крупные аэропорты из списка министра для примера. Благовещенск в 2019 году обслужил 559,6 тыс. пассажиров. В 2023 году – 914 тыс. человек. Рост – 63,3%. Здесь эффект виден. Якутск в 2019 году обслужил 949,7 тыс. пассажиров. В 2022 году – 967,2 тыс. пассажиров – рост всего 1,8%. За 2023 году статистика Якутска есть только за январь-ноябрь и она показывает рост на 1,3% к 2022 году. Это намного ниже средних темпов роста.

Аэропорт Архангельска Талаги обслуживал 922,5 тыс. человек в 2019 году. В 2023 году он был весь сезон закрыт на реконструкцию и потерял пассажиров – данные не релевантны. В 2022 году обслужил 1,1 млн человек, что дало рост на 19,2%. Но это, во-первых, было еще до реконструкции, во-вторых, все равно прирост намного ниже, чем у действительно быстро растущих авиаузлов.

Магнитогорск в 2019 году обслужил 265,4 тыс. человек, в 2023 был весь сезон закрыт на реконструкцию, в 2022 перевез 280 тыс. пассажиров – рост +5,5%. Открытой и простой для интерпретации статистики из аэропорта Певека, к сожалению, нет.

Пока что гипотеза премьер-министра не выглядит однозначно правильной. Вероятно, нужно дождаться результатов работы аэропортов Архангельска и Магнитогорска в 2024 году.

САМЫЕ КРУПНЫЕ АЭРОПОРТЫ НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО В САМЫХ БОЛЬШИХ ГОРОДАХ

Гипотеза вторая, вполне предсказуемая: в ТОП-15 просто входят аэропорты самых больших городов России.

Но список городов-миллионников России лишь частично совпадает со списком крупнейших аэропортов: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Красноярск, Самара, Уфа, Ростов-на-Дону, Омск, Краснодар, Воронеж, Волгоград, Пермь. 

Ровно половины городов в списке крупнейших авиахабов нет. Отчасти потому что их аэропорты закрыты, а отчасти потому, что никогда в нем и не присутствовали. Даже если учесть, что московских аэропортов в «шорт-листе» три, то ни один из отсутствующих в нем крупных городов в рейтинг все равно не попадет. Попадут Тюмень и Владивосток, но никак не Волгоград (23 место по пассажиропотоку) и не Нижний Новгород (25 место). И уж точно ни один из городов-миллионников никуда не «подвинет» Сочи с его мега-популярным аэропортом и постоянным населением меньше 0,5 млн. человек.

То есть прямой зависимости между численностью населения региона и интенсивностью использования аэропорта, как ни парадоксально, нет. Хотя в ряде случаев это именно так и работает.

Гипотеза третья: может быть, чем больше город, тем быстрее в новой реальности растет пассажиропоток его аэропорта, ему просто нужно время, чтобы «догнать» остальных?

Пассажиропоток аэропорта Перми за 5 лет увеличился на 18,75%, аэропорта Челябинска – на 30%, аэропорта Нижнего Новгорода – на 27%, Омска – на 24%. Таким образом, рост действительно присутствует, и он довольно динамичный. Но никакой прямой зависимости, в общем-то, нет и здесь. Численность населения Минеральных Вод составляет 135,75 тыс. человек, а темпы роста пассажиропотока местного аэропорта – почти +90% за 5 лет.

ОПЕРЕЖАЮЩИМИ ТЕМПАМИ РАСТУТ ИМЕННО АЭРОПОРТЫ ТУРИСТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ

Отсюда следует логичный вывод, что, помимо обновления инфраструктуры и численности населения, есть и другие факторы, влияющие на интерес к аэропорту со стороны пассажиров. Поэтому гипотеза четвертая – влияние туризма.

Краснодарский край, Дагестан и Минводы в 2024 году однозначно возглавляют список предпочтений туристов в 2024 году, в число безусловно популярных направлений входят также Татарстан и Калининградская область. Иркутск в данном случае тоже вполне можно включить в список туристических направлений – там «магнит» в виде Байкала. Не говоря, конечно, о Санкт-Петербурге, который традиционно находится на верхней строке всех экскурсионных рейтингов. Это невольно наводит на мысль, что одним из ключевых оснований для роста пассажиропотока в том или ином аэропорту является туризм.

Попробуем проверить это на каком-то еще, пока не охваченном нашим вниманием, регионе. Например, по словам вице-президента АТОР, генерального директора туроператора «Дельфин» Сергея Ромашкина, опережающими темпами растет спрос на турпоездки на Северный Кавказ. Видим это по статистике Махачкалы и Минеральных вод. Будет ли работать в других случаях? Да. Однозначно. Пассажиропоток аэропорта Владикавказа в 2019 году составлял 560 тыс человек. В 2023 году – 916,5 тыс. человек. Рост +38%. Через аэропорт Грозного в 2019 году прошли 475 тыс. человек, в 2023 он преодолел планку в 1 млн пассажиров. Рост – более чем в 2 раза.

Аэропорт Барнаула (Алтайский край) вырос за 5 лет на 39%. Пассажиропоток аэропорта Новокузнецка (обслуживает горнолыжный курорт Шерегеш) вырос фактически в два раза за 5 лет – с 268 тыс. человек в 2019 году до 534,3 тыс. пассажиров в 2023 году.

Таким образом довольно хорошо заметна тенденция: самый динамичный рост пассажиропотока происходит именно в тех регионах, где действительно (не на словах, а на деле) развивается туризм.

Это в равной степени работает как для крупнейших авиагаваней страны (Пулково, Сочи, Казань), так и для намного более скромных аэропортов, таких, как Уйташ. Что, впрочем, совершенно не значит, что аэропорты не нужно реконструировать и модернизировать. Просто сама по себе реконструкция вряд ли может привлечь в аэропорт новых пассажиров, если там не будет туризма.

Екатерина Тропова

Статьи по теме