В классические туристические страны, включая направления туристического транзита, в I полугодии 2024 года улетело на отдых почти на миллион больше россиян, чем в тот же период 2023 года. Туризм продолжает оставаться основным драйвером роста международной прямой авиаперевозки. Об этом свидетельствуют последние опубликованные данные Погранслужбы ФСБ России за I полугодия 2024 и 2023 годов.
Данные Погранслужбы ФСБ содержат массу фильтров, которые позволяют оценить поток выезжающих за границу по различным параметрам, в том числе по виду транспорта.
По данным Пограничной службы ФСБ, общее количество перевезенных авиатранспортом россиян во все зарубежные страны составило 7 749 788 человек, что на 17,7% больше, чем в I полугодии 2023 года (6 583 075). При этом основной вклад в общий прирост внесли классические туристические направления «дальнего зарубежья», а не страны постсоветского пространства.
Сразу отметим: данные Погранслужбы не содержат информации о путешествиях россиян со стыковками: считаются только прямые рейсы (в случае стыковочных – прямые рейсы первого сегмента, до пункта пересадки). Тем не менее, объемы прямой перевозки прекрасно видны в пограничной статистике, и это важный параметр оценки развития как авиационной, так и туристической отраслей.
ТУРИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ – ЛИДЕРЫ ПО ПРЯМОЙ АВИАПЕРЕВОЗКЕ В I ПОЛУГОДИИ 2024 ГОДА
Прямая международная авиаперевозка по классическим зарубежным туристическим направлениям (включая те, которые туристы используют в основном для транзита в третьи страны) в I полугодии 2024 года выросла (в объемах перевезенных пассажиров) на 20,3% по сравнению с тем же полугодием 2023 года.
Переводя в абсолютные цифры: по основным зарубежным туристическим направлениям в I полугодии 2024 года за рубеж только на прямых рейсах из России на отдых улетели почти на 1 млн (точнее, на 966 тыс.) человек больше, чем в тот же период 2023 года.
Совокупная доля классических турнаправлений на прямой авиаперевозке из России немного увеличилась – с 72,15% в 2023 году до 73,75% в 2024 году. Лидеры по объемам прямой авиаперевозки видны в таблице ниже.
Направление прямой авиаперевозки |
Перевезено граждан РФ в I полугодии 2023 года |
Перевезено граждан РФ в I полугодии 2024 года |
Изменение |
Примечание |
Турция |
2 271 635 |
2 480 639 |
+9,2% |
В I квартале был спад |
Объединенные Арабские Эмираты |
882 476 |
986 225 |
+11,75% |
Увеличение количества рейсов |
Таиланд |
551 254 |
717 155 |
+30,1% |
Увеличение количества рейсов |
Египет |
576 739 |
665 129 |
+15,3% |
Увеличение количества рейсов |
Китай |
77 443 |
388 739 |
+401% |
Рост с низкой базы |
Куба |
63 206 |
103 125 |
+94,8% |
Увеличение количества рейсов |
Шри-Ланка |
74 971 |
83 119 |
+10,9% |
|
Мальдивы |
70 415 |
65 939 |
-6,3% |
Снижение загрузки рейсов |
Катар |
39 423 |
55 650 |
+41,2% |
Увеличение количества рейсов |
Индия |
56 672 |
48 788 |
-13,9% |
Сокращение количества рейсов |
Вьетнам |
511 |
21 690 |
+4144% |
Постановка прямых рейсов |
Оман |
16 786 |
14 739 |
-12,2% |
Сокращение количества рейсов |
Эфиопия |
13 469 |
13 904 |
3,2% |
|
Сейшелы |
11 668 |
13 900 |
+18,9% |
Спад во втором квартале |
Бахрейн |
14 643 |
13 266 |
-9,4% |
Спад в обоих кварталах |
Марокко |
2 776 |
12 093 |
+335,60% |
Увеличение количества рейсов |
Венесуэла |
9 191 |
12 027 |
+30,85% |
|
Иран |
16 902 |
10 430 |
-38,3% |
Спад в обоих кварталах |
Маврикий |
9 403 |
рост в тысячи раз |
Постановка прямых рейсов |
|
Всего: |
4 750 180 |
5 715 960 |
+20,33% |
|
Совокупная доля в общем пассажиропотоке за рубеж в I полугодии |
72,15% |
73,75% |
+2,20% |
Как и ранее, безусловным лидером (с огромным отрывом) по объемам прямой авиаперевозки из России в I полугодии, как и все годы ранее, является Турция. Количество перевезенных прямыми рейсами в Турцию (в том числе в целях транзита через Стамбул) выросло за год на 9,2%, что можно считать умеренным ростом. Умеренные темпы роста продемонстрировали ОАЭ (+11,7%) и Шри-Ланка (+10,9%).
Из массовых направлений рекордсменом по наращиванию объемов прямой туристической перевозки стали Таиланд (+30,1%), Куба, где объемы выросли за год почти в два раза. С низкой базы 2023 года заметен и кратный рост пассажирских перевозок в Китай, но это в основном регулярные рейсы. Неплохой прирост объемов показали Египет (+15,3%), Сейшелы (за счет I квартала), Венесуэла. В тысячи раз (с нуля) выросло количество пассажиров прямых рейсов на Маврикий, которые и появились только в 2024 году.
Отрицательная динамика количества пассажиров на прямых рейсах из России есть у Бахрейна, Ирана, Индии.
Интересно и то, спрос на прямые рейсы «Аэрофлота» на Мальдивы в I полугодии упал, что видно по отрицательной динамике количества перевезенных пассажиров, а туристический спрос отчетливо смещается в сторону блочной перевозки на стыковочных рейсах через ближневосточные хабы.
Из преимущественно транзитных направлений заметен яркий рост популярности Катара, а вот количество пассажиров в Оман, который также часто используют для транзита, наоборот упало (отменены рейсы в летний период).
РОСТ ОБЪЕМА АВИАПЕРЕВОЗКИ В ПОСТСОВЕТСКИЕ СТРАНЫ ВДВОЕ НИЖЕ, ЧЕМ ПО ТУРИСТИЧЕСКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ
Если посмотреть на долю прямых авиаперевозок из России в 7 постсоветских стран Закавказья и Средней Азии (их часто называют для простоты «странами СНГ», но это некорректно, т.к. не все из них входят в СНГ), то в I полугодии 2024 года совокупная доля этих стран (Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан) сократилась по сравнению с тем же периодом 2023 года.
Направление прямой авиаперевозки |
Перевезено граждан РФ в I полугодии 2023 года |
Перевезено граждан РФ в I полугодии 2024 года |
Изменение |
Армения |
545 752 |
452 801 |
-17% |
Азербайджан |
239 726 |
311 968 |
+30,1% |
Узбекистан |
240 222 |
299 563 |
+24,7% |
Казахстан |
230 782 |
233 719 |
+1,3% |
Киргизия |
216 424 |
186 613 |
-13,7% |
Таджикистан |
163 170 |
177 004 |
+8,5% |
Грузия |
9 589 |
168 689 |
+1659% |
Туркмения |
4 609 |
9 830 |
+113,3% |
Всего |
1 650 274 |
1 840 187 |
+11,5% |
Совокупная доля в общем пассажиропотоке за рубеж в I полугодии |
25,1% |
23,7% |
-5,6% |
Отметим, что сокращение совокупной доли постсоветских стран произошло за счет падения пассажиропотоков в две страны – Армению и Киргизию, стагнации объемов на казахстанском направлении и, разумеется, за счет роста туристической перевозки в страны «дальнего зарубежья».
В абсолютных же цифрах количество перевезенных авиатранспортом россиян в постсоветские страны выросло за год на 11,5%, этот прирост – в основном за счет довольно яркого роста Азербайджана и Узбекистана, а также наращивания прямой авиаперевозки в Грузию.
ПРЯМАЯ АВИАПЕРЕВОЗКА В США И ЕВРОПУ: ЕСТЬ, НО СПЕЦИАЛЬНАЯ
Как свидетельствуют данные Погранслужбы ФСБ, несмотря на взаимные запреты, в особых случаях (дипломаты, гуманитарные, медицинские эвакуационные рейсы) прямые рейсы из России в страны ЕС и США могут выполняться.
Но в 2024 году и этих «спецрейсов» почти не было. Если в I половине 2023 году отдельные рейсы по взаимным спецразрешениям выполнялись в США, Германию, Австрию, на Кипр, в Люксембург и Швейцарию (всего перевезены 131 человек, из них 90 в США), то в I полугодии 2024 года – только в США и Австрию (в США 148 человек, в Австрию – 3).
Вообще же различного рода специальные прямые рейсы в I полугодии 2024 года, судя по статистике российских пограничников, выполнялись из России также в Мали, Гвинею, Эритрею, Бангладеш, Лаос, Абхазию (да-да, прямые авиарейсы), Ливию, Южную Осетию, Того, Судан, Камбоджу, Макао, Бразилию, Южную Корею, Уганду, Анголу, Кению, и даже в Непал (куда, впрочем, вылетел всего 1 россиянин).