ФАС и Минтранс направили авиакомпаниям письмо, в котором содержатся требования обосновать цены на билеты и рекомендации по формированию коммерческой политики. Якобы это должно помочь снизить стоимость перелетов. Авиакомпании документ получили и изучают, а эксперты опасаются обратного эффекта от вмешательства государства в вопросы тарифной политики.
Федеральная антимонопольная служба и министерство транспорта направили авиаперевозчикам письмо, содержащее рекомендации по формированию коммерческой политики и требования объяснить действующие принципы ценообразования.
Также в письме содержится требование «проработать подходы к реализации распродажных акций и других мероприятий со снижением цен».
Простыми словами, госорганы потребовали у перевозчиков объяснить, почему билеты на самолет стоят именно столько, сколько стоят. И предложить способы сделать их дешевле.
ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА АВИАКОМПАНИЙ ОБУСЛОВЛЕНА РЫНОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ
Опрошенные «Вестником АТОР» авиаперевозчики подтвердили существование документа. В трех компаниях отметили, что письмо получили и изучают. Но выводы о потенциальном влиянии этой инициативы на их деятельность делать пока рано.
На данный момент говорить о «несправедливом» ценообразовании не приходится, потому что стоимость перевозки формируется согласно рыночным принципам под влиянием всех известных факторов: санкций, удорожания обслуживания самолетов, дефицита флота и стремлению государства наращивать пассажиропоток до целевых значений.
«В конкурентной среде цена всегда справедливая», – отмечает исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Туроператоры со своей стороны также отмечают, что замедление темпов роста стоимости авиабилетов имело бы положительное влияние на бизнес. Однако в рыночных условиях авиаперевозчики и сами заинтересованы в гибкой ценовой политике.
Наличие сговора между перевозчиками эксперты рынка исключают.
ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В ТАРИФНУЮ ПОЛИТИКУ АВИАКОМПАНИЙ МОЖЕТ НАВРЕДИТЬ
Несмотря на увеличение стоимости авиабилетов на 30%-40% в год, пассажиропоток продолжает расти: внутри России чуть медленнее, за рубеж немного быстрее. Собственно, в этом специалисты и видят подтверждение тому, что на данный момент цены на авиабилеты формируются согласно рыночным принципам, эластичности спроса пока хватает.
А вот если тенденция сохранится и государство действительно начнет вмешиваться в тарифную политику перевозчиков, как раз тогда конъюнктура может измениться. Ранее руководитель аналитического центра ГосНИИ Гражданской Авиации Федор Борисов отмечал, что развитию авиационных услуг в России сегодня, в первую очередь, мешает дефицит флота. И в этих условиях контроль за ценами может лишить коммерческие авиакомпании стимула продолжать работу, что приведет к монополизации рынка со всеми обычными последствиями. В частности, к ухудшению качества обслуживания и отсутствию гибкости в вопросах ценообразования.
То есть при сохранении тренда на вовлеченность ФАС и Минтранса в вопросы тарифной политики для пассажиров может возникнуть эффект прямо противоположный желаемому.
Екатерина Тропова